пятница, 11 июля 2014 г.

Урок-исследование по повести В. Меньшикова «За борами за дремучими»


Открытие чуда жизни ребенком военного лихолетья в повести В. Меньшикова «За борами за дремучими»
Урок-исследование
(Материалы на конкурс)
Автор: Самарина Л.П., заслуженный учитель РФ  
МБОУ "Гимназия № 27"

Выбор темы связан с возрождением идеи патриотизма и глубочайшего уважения не только к тем, кто воевал, но и к тем, кто выстоял в тылу.
Война и дети.… Этой теме посвящено много произведений русской классической и современной литературы.



Какие произведения вы можете назвать?

Вспомните, как поразила нас поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Начало второй главы пронзительно: русский генерал вез пленного ребенка:
                                               Однажды русский генерал
                                              Из гор к Тифлису подъезжал;
                                             Ребенка пленного он вез,
                                             Тот занемог, не перенес
                                             Трудов далекого пути.
                                             Он был, казалось, лет шести…[3,468].

Наверное, поэма М.Ю.Лермонтова была первой, в которой говорилось о трагической судьбе ребенка во время войны.
Не оставил нас равнодушным и рассказ Шолохова «Судьба человека». Читатель не только переживает сиротство и одиночество ребенка, но и его радость обретения отца. Закипела в бывшем солдате «горючая слеза», он сразу решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу на душе стало легко и как-то светло. Тихо сказанное «Я – твой отец» вызвало бурю чувств: «Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит: «Папка, родненький! Я знал, я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Прижался ко мне и весь дрожит, как травинка под ветром»[7,309]. Нас волнует поступок Человека, согревшего ребенка и принявшего его горе в свое сердце.

Ваше внимание привлекла повесть Владимира Богомолова «Иван». Удача автора - насыщенный действием динамичный сюжет, психологически достоверные характеры персонажей, но главное – мастерски созданный образ двенадцатилетнего разведчика Ивана Буслова. Внешний облик героя – худенький мальчишка лет одиннадцати, весь посиневший от холода, в мокрых, прилипших к телу рубашке и штанах, с угрюмым, не по-детски сосредоточенным лицом – призван подчеркнуть внутреннюю силу Ивана, его мужество и каждодневно проявляемый героизм. История трагической гибели Ивана, переданная казенным языком документов, действует на читателя особенно сильно. Мы не просто видим мальчика, которого успели полюбить, но и «дорисовываем» его образ на основании тех фактов, что донесли до нас строки гестаповского документа, бесстрастно фиксирующего последние дни жизни юного героя.

Секретно:

Начальнику полевой полиции группы «Центр»…
…21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10-12 лет, лежавший в снегу  и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи – Клинск…
При задержании неизвестный (как установлено, местной жительнице Семиной Марии он назвал себя Иваном) оказывал яростное сопротивление, прокусил Титкову руку и только при помощи подоспевшего ефрейтора Винц был доставлен в полевую полициюэ

Допрашиваемый тщательно и со всей строгостью в течение четырех суток майором фон Биссинг, обер-лейтенантом Кляммт и фельдфебелем Штамер «Иван»  никаких показаний, способствовавших бы установлению его личности, а также выяснению его мотивов пребывания в запретной зоне и в расположении 23-го армейского корпуса не дал.
На допросах держался взывающее: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи.
В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.1.43»[8,159].
В этой повести дано осмысление войны как огромной народной трагедии. Сколько прекрасных молодых людей мы потеряли! Сколько матерей не дождались детей с войны!
Зауральская литература – заметная часть отечественной словесности.

Что написано у зауральских мастеров о детях войны?

Приведем пример из наследия А.Н. Еранцева. Стихотворение называется «В сорок третьем…», это переломный год войны. Многое приходится нам додумывать, о многом приходится расспрашивать у тех, кто жил в сорок третьем.
В сорок третьем…
Мы у крыльца седлали хворостины.
Неслись, крутя над головой клинки,
И, словно бурки, хлопали по спинам
Холщовые порожние мешки.
Дорога прокаленная бежала
Туда, где под обрывом у реки,
Сами себя
От нетерпенья жаля,
Щетинились крапивные полки.
У них мундиры были лягушачьи,
И каждый лист, как жгучая ладонь,
Но не от боли, а от злости плача,
Рубил их босоногий эскадрон…
Помощников встречая у порога,
Усталых, прокоптившихся в пыл,.
Дивилась мать, что снова слишком много
Крапивы мы для супа принесли[2,18].

Рядом с этим стихотворением помещено другое – «Картошка». Это стихотворение – гимн второму хлебу, спасительнице во время «мякинной жизни». Над ребенком, который родился в голодный год, заплакала деревня. Спасала его и других  картошка [2,88]. Поэт говорит о ней как о человеке, как о живом существе: «У нее есть мордочка». Автору удалось найти такие слова, которые возвысили картошку до высоты мироздания. В стихотворении она уподоблена белому полумесяцу.
Самое значительное произведение о детях в годы войны – повесть Валерия Сергеевича Меньшикова «За борами за дремучими»[1]. Читать ее интересно и детям, и взрослым.

Цели урока:

Обучающие: продолжать формировать самостоятельную исследовательскую деятельность средствами литературы.
Развивающие: закрепить навык комплексного анализа художественного произведения; осмыслить образ подростка с точки зрения общечеловеческой, нравственной.
Воспитательные: учиться выстраивать индивидуальную траекторию развития; приобщиться к радости открытия нового, напряженного раздумья над смыслом человеческого бытия.





Что знаем мы о писателе?
Почти 70 лет прошло с тех пор, как началась Великая Отечественная война. В книге герой назван Валеркой. Взрослый писатель Меньшиков знает, что это он сам, только в далеком прошлом, когда  впервые услышал стук сердца, закипание слез и понял, какое это чудо – жизнь. Малолетний Валерка вырос, стал писателем, возглавлял Курганское отделение Союза советских писателей. О нем написано так: «В.С.Меньшиков – человек доброжелательный, бесхитростный и открытый» [1,210].

 Какова композиция книги?

В книге пять разделов: «Открытия», «Испытания», «Родники», «Память», «Возвращение». Произведение построено продуманно. Первая и последняя главы имеют по шесть новелл, а те, что между ними, - по пять. Почему такое построение? Есть же в этом какой-то смысл? Наверное, смысл в том, что человеческая жизнь и познание ее начинаются с дома. Книга открывается с описания раннего утра, когда на полатях проснулся «неуема» и размышляет о заботах бабушки, матери, своих собственных. Последняя новелла – «Завалинка», она ведет к школе, куда спешат ребята, как только пригреет «ранневесеннее солнце, подплавит сугробистые снега» [1,227]. В.С. Меньшиков размышляет о человеке, его неповторимости, невозвратимости детства и юности, которые наполнены разными открытиями, главное из которых  - осознание собственной жизни, открытие себя как существа, умеющего услышать стук своего сердца, способности дышать, видеть, слушать, радоваться, различать добро и зло.

Какую роль играют рисунки в книге?

Для понимания главной мысли автора важную роль играют рисунки, особенно первый и последний. Первый рисунок изображает мальчишку лет шести, лежащего недалеко от деревни. Глаза босоногого мальчугана устремлены в небо. Над чем он так сосредоточенно размышляет? Книга дает ответ на этот вопрос. Она убеждает читателя, что сознательная жизнь начинается с понимания самого себя как мыслящего, чувствующего, видящего добро и зло человека. Это едва уловимый момент, но ясно, что человек понял, что жизнь – это чудо. Сознательная жизнь пробуждается под руководством бабушки.

Рисунок помещен и перед последней главой. Если на первом рисунке мальчик лежит, как в колыбельке, то на последнем самого его нет. Есть открытые ворота в огромный мир – иди! Теперь важны дороги, которые выберет повзрослевший человек.
Открытие чуда жизни, как показал Меньшиков, - это процесс. Начинается первая главка с описания утра в доме, заканчивается пейзажем – улетают журавли: «Кур-лы, кур-лы, - доносится призывно сверху. На мгновение вскидываю голову, ловлю глазами клином летящих птиц. Высоко забрались, не видно ног, не различишь движение крыльев. Будто и не журавушки летят, а сама небесная синева плывет им навстречу...» Вот так будет и с героями повести. Полетят в открытые двери навстречу жизни.

Как автор назвал свое произведение?

Писатель назвал произведение «повестью в новеллах». Дадим определение повести и новеллы. Новелла – повествовательный прозаический (гораздо реже стихотворный) жанр литературы, представляющий собой малую повествовательную форму [4,239]. Б.В. Томашевский отметил особенность новеллы: «Для новеллы, как для короткого повествования, обычно стремление автора изложить ее как живой рассказ…» [5,103]. «Повесть – эпический и прозаический жанр... Под повестью понимают среднюю (по объему и охвату жизни) форму эпической прозы, которая меньше романа, но больше новеллы...» [5, 271].

Великое чудо – я живу (Глава I)
О чем повествуется в первой главе?

Писатель показал понимание ребенком самого себя. Валерка услышал свое сердце, оно бешено заколотилось во время похода с бабушкой в лес. Впервые герой новеллы «Царь - трава» увидел природу: «На длинных граненых ножках, подсвеченных пухом, качались огромные кисти цветов. Будто и не цвела вовсе незнакомая мне трава, а излучала теплое пурпурное свечение.
- Дух – то какой! – только и смогла вымолвить изумленная бабка, и лицо у нее озарилось озорной улыбкой. – Ведь сколько здесь хаживала, а свидеться не случилось.

Она гладит каждый цветок невесомыми ладонями и ласково нашептывает: «Материнка, материнка…»
- А почему материнка?
Лицо у бабки по-молодому зарозовело, глаза увлажнились, настолько приятна для нее эта встреча.
- А кто лучше матери заслонит от беды и горя, исцелит от любой хворобы? Вот и в травке этой великая сила, укорот для любой болезни. И кличут ее так за духмяность особую, за то, что вобрала в себя все запахи лесные. Царь-трава, да и только!»
Наш герой узнал, что такое запах. Он и раньше, наверное, чувствовал запах, но радость сознательного открытия пришла неожиданно.

Жадно вдыхаю сытый медовый настой, срываю один цветок за другим, но бабка остужает меня.
- Угомонись немного. Не одни живем. Пускай горушка и других порадует. Лес-то человека веками пользует, кормит – радует. Его жалеть надо. А то один обидит, другой, глядишь, из малых бед и большая получится…» [1,13].
Впервые услышал Валерка слова о лесе, о его красоте. Он и раньше бывал в лесу, любил его по-своему, а тут вдруг открыл. Бабушка, рассказав о траве материнке, раскрыла тайну названия. Мальчику неожиданно стала понятной материнская любовь. Бабушка повела его от названия травы к великому образу – образу матери.

Первая часть книги озаглавлена «Открытия». Первое, что открыл Валерка, – свое сердце. Второе открытие – это чувство своей полезности для семьи, для людей. Бабушка помогла проснуться сердечку. Поездка с дедом в лес разбудила разум. Дед знакомит внука с жизнью леса по-мужски. Набрали грибов, поймали рыбы: «Мне весело. Вот и я с дедом в добытчиках. Теперь уже не обронит кто ненароком, не обзовет в сердцах дармоедом» [1,16]. Дед – философ, часто молчит, но если заговорит, то мудро: «Лес завсегда добром платит, если любят его и привечают. Сколько от него людей кормится. А подумать, так сродни он человеку. Есть у него душа. Живой он. Послушай, как стонет дерево, когда его подрубают, как любую ранку свою слезой умывает – лечит. И по ночам не спит, что-то шепчет. Молодое дерево – всегда шумливое, с ветерком заигрывает, у него все горести впереди, а у старика – скрип печальный. Как его не понять, жизнь-то на исходе. Да… Все мы на одной земле стоим, силу в ней черпаем - что человек, что дерево…» [1,20].

Открытие чуда жизни не происходит случайно. Писатель подчеркнул роль семьи в пробуждении интереса к себе и к природе. Дед и бабушка разбудили разум и сердце.
  От деда Валерка перенял дружбу с красавцами ужами, научился сосать муравьиный сок, отличать съедобны грибы и ягоды от ядовитых, выкапывать из земли тугие луковицы саранок. Дед же «приобщил внука к великому таинству – глухариной охоте» [1,153].

Чудо огромности мира  (Глава II)

С какой целью писатель повел читателя к вышке, что стояла за деревней?
Новелла «Вышка» интересна тем, что ребенок осознал огромность мира и свою причастность к нему. Именно на вышке проснулось чувство счастья, оно в том, чтобы просто жить, не разбиться, а слиться с этой необъятностью, с лесом, речкой, домом, друзьями.
В этой новелле есть еще одна тема – преодоление страха. Вышка всегда манила детей. Взрослые запрещали подходить к ней, но они ходили тайком. Залезть на вышку – значит победить страх. Вероятно, сам писатель карабкался по бревнам в своем далеком детстве, уж очень убедительно он рассказал обо всем, что происходило у вышки. «Подняться тяжело, а как спускаться? Где найти для этого силы? Как собрать воедино крохи своего ребячьего мужества? Думать об этом и то страшно» [1,24]. Валерка нашел силы. После этого почувствовал себя человеком. Жить, чтобы не стыдно было, чтобы тебя уважали,  - вот что стало зарубкой в сердце и разуме героя.

Бесценность жизни и удача в ней (Глава III)

Одна из новелл цикла «Открытие» названа так: «Хозяйка вербного омута». В ней читателю рассказано о радости открытия удачи и труда. В жизни так важно, чтобы была удача. Она посещает не каждого, но зато какое счастье, когда она выпадает.

Ватага ребятишек отправилась порыбачить. Азарт охватил рыбаков, когда они увидели резвящихся в воде пескарей: «Вот она, добыча, на виду. Пескаря, конечно, в ухе не соберешь, весь развалится, а на сковородке он хорош, да и так над костерком подкопченный, дымом пропахший…» [1,34]. Мальчишкам повезло: попалась в сеть огромная щука. «Она с силой бьет хвостом, а мальчишки бьют рыбину по голове. Щука ненадолго стихает, а потом открывает в злобе зубастый рот…» [1,38]. Большая удача – поймать щуку, «но лучшее сегодня у нас еще впереди… Я отчетливо вижу, как нарочито медленно идем мы по сельской улице, а отовсюду сбегаются ребята, чтобы позавидовать нашей удаче, нежданному рыбацкому счастью…» [1,38]. Счастье – это вместе со всеми поймать удачу и нести ее сообща. В общем деле проснулась любовь к другим людям.

В.С. Меньшиков показал, что жизнь – это и открытие мужества в других. 



Обратимся к новелле «Чертова яма».

Почему так называется место в реке? Какую тайну хранила Чертова яма?
Новелла отнесена к главе «Испытания». Через испытания ребятам открылась мужественная душа их товарища, который решил проверить,  есть ли на самом деле эта яма. Он обвязался веревкой, конец которой они должны были держать, но мальчики испугались, когда веревка дернулась. Думали, что черти дергают, и убежали. Генке удалось выбраться: «Был он совсем голый, но его стыдливость, видать, осталась там, на дне Чертовой ямы. Мы смотрели на него как на человека, который побывал на том свете и вот теперь стоит перед нами, вроде бы все тот же, но уже какой-то не тот». Никогда не узнали мальчишки, что же увидел Генка на дне огромной лесной воронки и кто сдернул с него подштанники. Навсегда осталась эта тайна в глубинах Чертовой ямы.



Как показал писатель жертвенность ради жизни человека? В чем смысл новеллы «Река проснулась»?

Сюжет строится на том, как безрукий солдат, форсировавший Днепр, нырнул в дикую весеннюю реку, спасая мальчишку. Тот решил себя проверить на прочность: сбегать на тот берег проснувшейся бешеной реки. Туда пробежал, а оттуда не удалось: река будто ждала жертвы за бездумный поступок. «Недавно неподвижное ледовое покрывало распадалось на сотни громадных кусков, которым вдруг стало тесно в ложе береговых откосов. И…лед тронулся! Сплошное стонущее, потрескивающее, шуршащее месиво. Льдины, словно живые, наслаивались одна на другую, лезли на берега, вставали на ребро, переворачивались, вспыхивая яркими зеркалами, отсвечивая стеклянной полировкой боков» [1,208]. Большой отрывок из текста мы привели, чтобы показать, через какое ледяное  страшилище перебежал подросток. Валерка мысленно тоже бежал рядом с братом по уходящим под воду льдинам, ловил воспаленно раскрытым ртом холодный воздух. Писатель заставляет своего героя видеть, слышать, мысленно искать выход, измерять расстояние от смерти до жизни. Он навеки полюбил фронтовика, бросившегося вытаскивать из ледяной смерти дерзкого парнишку.

Жизнь – наслаждение радостью (Глава IV)

В круг открытий чуда жизни можно отнести встречу с вернувшимся с войны отцом – это действительно чудо: «Сынок! – простонала бабка, может быть еще не узнав столь позднего пришельца, а почувствовав его своим сердцем. Она безвольно протянула вперед темные, с вздутыми венами руки. Разом все смешалось в нашем доме. Плач, смех, непонятные возгласы… Мгновение я непонимающе созерцал эту сцену, а потом из меня непроизвольно рванулся звенящий голос:
«- Папка, папуля мой, роднень – кий!...
Я прижался губами к его теплой щеке и, не в силах больше владеть собой, выскочил на кухню…» [1,176,183]. Какое же это чудо вернуться с войны, вернуться неувечным, дотянуть до Победы, обнять родных!

К каким выводам мы пришли в ходе исследования?

Закрыта последняя страница книги, наполненной светом детского восприятия жизни. Валерий Сергеевич Меньшиков открыл нам сложный процесс постижения чуда жизни. Мы читаем книгу не спеша, без надрыва, потому что живет ребенок и открывает мир естественно, постепенно. Ласковая бабушка ввела внука в тайны и запахи леса; с дедом герой познал чудо философского осмысления жизни. Дед подвел к мысли о лесе как одной из основ жизни самого человека, открыл связь красоты и труда, без которого человек – бесполезность.

Что же такое чудо жизни?

Чудо жизни – это дом, семья, мальчишеское братство.
Чудо жизни – это чувство общности с мирозданием, природой, родной деревней.
Чудо жизни – это сама жизнь с ее многообразием и красотой.

Обратимся к презентации книги




БИБЛИОГРАФИЯ
1. Меньшиков В.С. «За борами за дремучими». Повесть в новеллах / Челябинск: Южно- Уральское книжное издательство, 1991.
2.     Еранцев А.Н. Избранное / Курган, ООО ПК «Зауралье», 2007.
3.     Лермонтов М.Ю. «Мцыри» / Собрание сочинений в 4-х т, Т.2, - М.: Л, 1962.
4. Словарь литературоведческих терминов. Редакторы – составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1994.
5.     Томашевский Б.В. Поэтика (Краткий курс) / - М.: Совпадение, 1998.
6. Фольклор и литература Зауралья. Учебное пособие для учителей и учащихся (5-11 классы): В 2-х ч, Ч. П. – Курган, 2000.
7.     Шолохов М.А. «Судьба человека». / - М.: Современник, 1971.
8.     Журавлев С.И. Современная проза о Великой Отечественной войне. – М.: Просвещение, 1985.

Комментариев нет:

Отправить комментарий