пятница, 11 июля 2014 г.

Литературная игра «Я словом славлю край родной»



Литературная игра

«Я словом славлю край родной»
Разработка внеклассного мероприятия
 по преподаванию литературного краеведения. 
Автор-составитель: Бацаева Ирина Арсеньевна,  
учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ № 56"
Оборудование:
― оформление доски: карта Курганской области, герб города Кургана, портреты известных людей Зауралья;
оформление выставки:  книги писателей Зауралья, фотографии город Кургана; детские иллюстрации к произведениям писателей и поэтов Зауралья;
― оформление магнитной доски: карточки с заданиями, жетоны;
― мультимедиа: компьютер с программным обеспечением, медиапроектор, презентация  Microsoft Power Point.


Цели: 
а) образовательная: проверить знания обучающихся по ранее изученным темам, повторить пройденный материал;
б) развивающая: развивать навыки обучающихся к самостоятельному изучению литературы родного края, повысить интерес к исследовательской деятельности;
в) воспитательная: привить любовь к «малой» родине,  литературе родного края, показать, как литература и история родного края неразрывно связаны с Россией, русской культурой, литературой.

Задачи:
обучающиеся должны знать произведения писателей и поэтов Зауралья, основные проблемы, поднятые в них;
учащиеся должны уметь высказывать своё мнение по теме мероприятия и по рассматриваемой проблеме,  делать выводы.

Условия игры:
- Ведут игру обучающиеся 11 классов.
- Класс делится на две команды. Команды выполняют различной сложности задания.
- Из числа обучающихся 11 класса выбирается жюри.
- За каждый правильный ответ команда получает жетон. По количеству жетонов определяется победитель игры.
- В конце игры проводится награждение победителей – лучших знатоков литературы родного края.

Ход мероприятия:
1. Выразительное чтение подготовленным учащимся стихотворения Д.Менщикова.
2. Вступительное слово учителя, объяснение целей и задач мероприятия, условий и правил игры.
3. Этапы игры.
1) Первый этап «Разминка».
2) Второй этап «Перевёртыш».
3) Третий этап «Собиратели фольклора».
4) Четвертый этап «Девятнадцатый век в литературе Зауралья».
5) Пятый этап «Декабристы в Зауралье».
6) Шестой этап «Кто вы, мои земляки?».
7) Седьмой этап «Кто больше?».
8) Восьмой этап «Поэтические строки».
9) Этап девятый «Двадцатый век в литературе Зауралья».

4. Подведение итогов, награждение победителей,
5. Чтение стихотворения, завершающего мероприятие. Заключительное слово учителя.
Используемые ресурсы: программа для презентации Microsoft Power Point.

1. Выразительное чтение подготовленным учащимся стихотворения Д.Менщикова.
Ты рвешься куда-то в другие края
И морем любуешься синим.
А ты посмотри - ка на наши поля,
На наш несравненный осинник.
Нам дорог любой на земле уголок,
Ведь все уголки чем-то схожи.
И все ж,
Как березам их собственный сок,
Мне край зауральский дороже!
2.                      Вступительное слово учителя, объяснение целей и задач мероприятия,   
условий и правил игры.
Зауралье…  Наш прекрасный край, наша малая родина. Населяют её добрые и мудрые люди. Именно они являются главной гордостью зауральского края. Ведь лицо любой государства, любого населенного пункта прежде всего определяют люди, живущие в нем, прославляющие его своими поступками, пишущие о нём  историю, воспевающие свой край и своих земляков.
Литературному творчеству наших земляков и посвящено мероприятие «Я словом  славлю край родной!».

3. Литературная игра.
1) «Разминка».
Проводится в форме брейн-ринга.
1. Год образования Курганской области? (1943)
2. Основатель города Кургана? (Тимофей Невежин)
3. Как раньше называли Курган? (Царево городище, Царев Курган)
4. В каком старинном здании, построенном более 100 лет назад, почти 40 лет располагался  Областной краеведческий музей?    (Храм Александра Невского)
 5. Сколько городов входит в состав Курганской области в настоящее время? (9)
 6. Какой роман В.Ф. Потанин считает своим литературным дебютом? («Подари мне сизаря»)
7.                      Назовите очерк Ягана, в котором он говорит о вреде курения. («Исповедь бывшего  курильщика»)
8. Какая улица Кургана появилась раньше других? ( Береговая – Климова.)
9. Автор книги  сказок «Волшебное зеркало». (Т.Н.Лепихина)
10. Литературно – публицистический альманах, издаваемый в Курганской области? («Тобол»)
11. Что такое фольклор? (Устное народное творчество)
12. В конце 19 века Курган называли «Кухней …» (Лондона)
13. «Небесная ласточка» Кургана. Кто она? (С.Капанина)
14. Назовите известных вам зауральских собирателей фольклора.

2) «Перевёртыш».
Предлагаются одинаковые задания для обоих команд. Время выполнения - 3 минуты.
Правильно соедините части слов, чтобы получились названия жанров устного народного творчества.

пес
говорки
за
зки
пре
словицы
бы
ворки
ска
лины
по
гадки
пого
дания
скоро
стушки
ча
ни


Команды выполняют задание под песни в исполнении Л.Тумановой (аудиозапись).
3) «Собиратели фольклора».
Ведущие задают командам по два вопроса.
Назовите фамилии зауральских собирателей фольклора.
Вопросы для первой команды.
1. Выдающийся зауральский краевед и просветитель. Создатель первой публичной библиотеки в городе Шадринске. (А.Н. Зырянов)
2. Имя этого краеведа  вошло в историю культуры России. Учреждены премия и медаль его имени. А. Югов назвал его «урало-сибирским Далем». (В.П.Бирюков)
Вопросы для второй команды.
3. Преподаватель  предмета «Устное народное творчество» Курганского педагогического института, доктор филологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы. Под её редакцией издан учебник для учащихся 5-11 классов «Фольклор и литература Зауралья». (В.П. Фёдорова)
4. Основатель Каширинского литературного музея, лауреат премии имени В.П. Бирюкова. (Д.А. Белоусов)

4) «Девятнадцатый век в литературе Зауралья».
Ведущие задают командам  по два вопроса.
Назовите  фамилии этих людей, внесших вклад литературу Зауралья.
Вопросы для первой команды.
1. Журналист, этнограф, геолог, полярный путешественник. В литературу его благословил А.П.Чехов. До революции 1917 года имя его знала вся Россия.
(К.Д. Носилов)
2. В 13 лет сочинил оду, которую опубликовали по приказу Екатерины Второй. С отличием закончил МГУ. Служил профессором красноречия и поэзии. Его лекции слушали А.Н. Грибоедов, Ф.И. Тютчев, М.Ю. Лермонтов. Его называли «Зауральским Ломоносовым».
(А.Ф. Мерзляков)
Вопросы для второй команды.
3. Русский поэт, наставник цесаревича Александра. Его приезд в Курган оказал неоценимую помощь декабристам: они убедились, что их дело понято прогрессивными людьми России.
(В.А. Жуковский)
4. После посещения Далматовского монастыря и города Шадринска этот писатель создаёт повесть «Охонины брови».
(Д.Н. Мамин – Сибиряк)

5) «Декабристы в Зауралье».
Ведущие задают командам  по два вопроса.
Вопросы для первой команды.
1. Сколько декабристов было сослано в Курган, назовите их фамилии.
(13: А.Е. Розен, Н.И. Лорер, В.К. Кюхельбекер, М.М. Нарышкин, В.Н. Лихарев, Ф.М. Башмаков, И.Ф. Фохт, А.Ф. Бригген, М. А. Назимов, Н.В. Басаргин, Д.А. Щепин-Ростовский, И.С. Повало-Швейковский, П.Н. Свистунов)
2. Назовите фамилию первого декабриста, прибывшего на поселение в Курган. (И.Ф. Фохт)
Вопросы для второй команды.
3. В 30-е годы 19 века дом декабриста М.М. Нарышкина был «лучшим во всем Кургане». Какова судьба этого дома сейчас? (Сейчас в доме Нарышкина располагается «Дом – музей декабристов»)
4. Известные деятели декабристского движения, написавшие «Записки декабриста». (Н.И. Лорер, А.Е. Розен)
Дополнительный вопрос.
5. Друг Пушкина,  член «Северного общества», активный участник восстания декабристов, его именем назван музей на улице Куйбышева. (В.К. Кюхельбекер)

6) «Кто вы, мои земляки?».
Предлагаются одинаковые задания для обоих команд. Время выполнения - 3 минуты.
Распределите слова в правом и левом столбиках.
Илизаров Г.А.
Травников Г.
Мальцев Т.С.
Зырянов  А.Н.
Шадр И.
Яган И.П.
Носилов К.Д.
Мерзляков А.Ф.
Писатель
скульптор
хирург-ортопед
художник
учёный-полевод
краевед
поэт, критик, переводчик
этнограф, полярный путешественник

Команды выполняют задания под песни в исполнении Л.Тумановой (аудиозапись).

7) «Кто больше?».
Игроки команд отвечают на задания по очереди.
1. Назовите улицы и библиотеки Кургана, названные в честь писателей и поэтов.
2. Назовите сказки Л.И. Куликова. («Торопей», «Белочка-умелочка», «Хитрая сорока», «Как ёжик стал колючим», «Петушок в беде», «Дятел – наш приятель», «Храбрый Василек» и др.)
3. Назовите газеты, издаваемые в Курганской области.

8) «Поэтические строки».
Ведущие задают командам  по два вопроса.
Кто автор этих поэтических строк? Как называется стихотворение?
Вопросы для первой команды.
1. Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветёт, растёт высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах…
(Алексей Фёдорович Мерзляков  «Среди долины ровныя…»)

2. Горька судьба поэтов всех племён;
Тяжелее всех судьба казнит Россию:
Для славы и Рылеев был рождён,
Но юноша в свободу был влюблён…
Стянула петля дерзностную выю.
(Вильгельм Карлович Кюхельбекер «Участь русских поэтов»)
Вопросы для второй команды.
3. Кургана улицы прямые!
Увидев вновь вас, понял я
С особой ясностью впервые,
Что это родина моя.
(Сергей Александрович Васильев «Прямые улицы Кургана»)

4. Что такое зауралец,
Скажет вам любой земляк
Левым богом я – уралец,
Правым боком – сибиряк…
(Леонид Иванович Куликов «Что такое зауралец»)

9) «Двадцатый век в литературе Зауралья».
Назовите фамилии зауральских писателей и поэтов 20 века.
Ведущие задают командам  по три вопроса.
Вопросы для первой команды.
1. Представитель «деревенской прозы», лауреат многих престижных литературных премий. Именно о нём В.Распутин сказал: «Добрый рыцарь совести и слова». (В.Ф. Потанин)
2. Первая представительница бардовской песни в Кургане, прикованная к инвалидной коляске в результате повреждения спинного мозга. (Л.А.Туманова)
3. Поэт, журналист, родился в Кургане. Автор слов лирической песни  времён Великой Отечественной войны «Давай закурим». (И. Л. Френкель)
Вопросы для второй команды.
4. Особое место в творчестве этого нашего земляка занимает перевод «Слова о полку Игореве». Его имя носит Областная универсальная научная библиотека. (А.К. Югов)
5. Создательница и собирательница детского фольклора, жительница посёлка Варгаши. ( Е.С. Хабарова)
6. Автор книги «Журавлиные корни». (В.И. Юровских)

4. Подведение итогов членами жюри, награждение победителей.

5. Заключительное слово учителя.
Спасибо за ваше участие в игре, интересные, содержательные ответы.
Завершить мероприятие хочется словами: «Помните: мира не узнаешь, не зная края своего». Этим словам вторят строчки из стихотворения зауральского поэта Б. Новикова:
Курганская область» -
Звучит словно лира.
И нету причины
Менять это имя.
Мы – дети Кургана,
Мы - дети Сибири,
Давайте ж гордиться
Корнями своими!
(Б.Новиков)

Литература
1. Григоров А.П. История родного края. Учеб. пособие для учащихся 7-10 классов школ Курганской области. – Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1975.
2. Загадки, считалки, молчанки, потешки, перевертыши, сказки, стихи, песенки, собранные и сочиненные Е.С. Хабаровой. Репертуарный сборник для детей. - Курган, 1992.
3. Зайцева Л.Ю. Знаменитые люди Кургана и Курганской области: Методическое пособие для учителей истории, МХК, географии, ОБЖ, классных руководителей, организаторов воспитательной работы, педагогов дополнительного образования и студентов исторических факультетов. – Курган, 2002.
4. Куликов Л. И. Сказки. Рисунки учеников детских художественных школ г. Кургана. – Курган, 2009.
5. Мой край – мое отечество. Из опыта работы педагогов Мокроусовского района. – с. Мокроусово, 2003.
6. Писатели и ученые Зауралья. Литературное Зауралье. Библиографический указатель. – Курган, 1983.
7. Фольклор и литература Зауралья. Региональный компонент государственного образовательного стандарта по литературе; Учебное пособие для учителей  и учащихся (5-11 классы). - Курган, 2000.
8. Фольклор и литература Зауралья: учебное пособие для учащихся 5 класса общеобразовательных школ Курганской области / Сост. В.Н. Ступина; ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2007.
9. Хрестоматия по региональному курсу «Литературное и фольклорное Зауралье. 6 класс / Авт.- сост. О.Г. Шаврина, Е.А. Сергеева; ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2009.



Комментариев нет:

Отправить комментарий