понедельник, 18 августа 2014 г.

РАССКАЗ В.Ф.ПОТАНИНА « ПРИЕЗД К МАТЕРИ»



УРОК – СУД  В 9 КЛАССЕ
(ПО РАССКАЗУ В.Ф.ПОТАНИНА « ПРИЕЗД К МАТЕРИ»)
Акимова Наталья Витальевна,
 учитель русского языка и литературы
 МБОУ «СОШ № 49» города Кургана
Цели урока:
1.Углубить знания учащихся о личности и творчестве В.Ф.Потанина.
2. Раскрыть нравственные проблемы данного рассказа, ставшие определяющими в творчестве писателя.
3. Способствовать творческой самореализации учащихся.


Ход  урока.
Учащиеся  проходят  и  садятся на свои места под  песню  «Над  крышей  дома  твоего».

УЧИТЕЛЬ:
В последнее время в обществе остро стоит проблема сиротства. Почему так происходит: дети-сироты при живых родителях, а еще чаще бывает наоборот – престарелые родители  при работающих, здоровых, обеспеченных  детях. И вынуждены старые  и немощные люди последние годы своей жизни проводить в одиночестве, в своих убогих домишках или в домах престарелых. Почему? За что? Кто виноват в этом? Сколько вопросов, а  ответа часто нет.
Тех, кто прочитал небольшой рассказ В.Ф.Потанина  «Приезд к матери», никого не может оставить равнодушным судьба  60-летней героини. Доброта, щедрость этой женщины остались не  востребованной ни ее сыном, ни мужем.
У нас сегодня необычный урок, мы его проведем в виде заседания суда, на котором должны разобраться в истоках трагедии, изложенной курганским писателем  В.Ф.Потаниным в рассказе «Приезд к матери». Итак, судебное заседание объявляю открытым. (На свои места проходят учащиеся, исполняющие роли героев).

СЕКРЕТАРЬ:
-  Встать, суд идет!
СУДЬЯ:
- Прошу садиться. Сегодня рассматривается дело о хищении гражданином Ивановым Григорием Степановичем. Секретарь, доложите о явке лиц.
СЕКРЕТАРЬ:
- Все заявленные  в суд лица явились.
СУДЬЯ:
-  Обвиняемый, встаньте. Ваша фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительство, род занятий, образование, семейное положение.
ОБВИНЯЕМЫЙ:
- Иванов Григорий Степанович, 1965 года рождения, место жительства – город Курган, образование -9 классов, училище, женат, работаю в паровозном депо слесарем.
СУДЬЯ:
Присаживайтесь.
Дело рассматривается Курганским городским судом под предводительством судьи ….. Государственное обвинение поддерживает  прокурор отдела Прокуратуры гор Кургана ….
Защитник обвиняемого – адвокат Курганской областной коллегии адвокатов -…
Потерпевшая – Иванова Катерина Егоровна. Секретарь судебного заседания -…
Слово  предоставляется государственному обвинителю для изложения предъявления подсудимому обвинения.
ПРОКУРОР:
- Иванов Григорий Степанович, находясь 26 октября  в селе Луговое  Курганской области около 18  часов, действуя из корыстных побуждений, умышленно совершил хищение коровы, принадлежавшей его матери, Ивановой Катерине Егоровне, пенсионерке, чем причинил ей значительный материальный ущерб. Корова Волнуша была ее единственной кормилицей. С похищенным имуществом обвиняемый скрылся с места преступления.
Своими действиями подсудимый совершил преступление, предусмотренное пунктом Г части 2 статьи 158 Уголовного Кодекса РФ – кража, т.е. тайное хищение чужого имущества.
СУДЬЯ:
- Обвиняемый, встаньте. Понятно ли вам обвинение, признаете себя виновным?
ОБВИНЯЕМЫЙ:
-Обвинение понятно. Виновным себя не признаю. Ведь эта корова была у моей матери, а значит, и я имею как наследник долю.
СУДЬЯ:
 - Прокурор, какой предлагаете порядок исследования доказательств.
ПРОКУРОР:
-Ваша честь, предлагаю такой порядок: допросить потерпевшую, свидетелей с обеих сторон, экспертов, затем исследовать письменные материалы дела.
ПОТЕРПЕВШАЯ:
Я,  Иванова Катерина Егоровна, мне 60 лет, всю жизнь я прожила в родной деревне Луговое. Жизнь я прожила трудную, одинокую, да и сейчас я никому не нужна. Муж мой, Степан,  всю жизнь издевался надо мной  - когда-то давно ударил меня в лицо и разломил губу. А то и еще краше – летом ловил гусей, с маху рубил им головы, а потом целился на меня из ружья и хохотал при этом. У меня сердце так и заходилось. Думала, что свое счастье и покой найду в единственном сыночке - Гришеньке.  Да, баловала я его без меры, но он же один у меня. Гришенька вырос и уехал в город, Работал в депо, писал редко, а  женился- отбил телеграмму, только и всего, обидно мне было тогда, конечно, что на свадьбу не позвал, стеснялся , видимо , меня, деревенской старухи. Не было Гриши в деревне 10 лет Как жила в это время – трудно, не буду рассказывать, стыдно от людей, да и от себя, что при живом сыне я стала сиротой. Единственная радость на старости лет у меня стала моя корова Волнуша. Почти год назад и ее не стало. Зарезал ее мой сынок втайне от меня - ему нужны были деньги на постройку дачи. Приезжал Гришенька со своим начальником, все выспрашивали, где по дешевке скотину можно купить. А зачем ее покупать, если можно у матери отнять то последнее, что еще есть. Так вот, проводила я таких гостей, вскоре и пошла в лес за  Волнушей, а там только и нашла косточки от моей красавицы. Схоронила я ее ноженьки, только и всего.
СВИДЕТЕЛЬ  (директор школы):
Я  Лукин Иван Николаевич, бывший директор школы. Хорошо знаю и Григория и его мать. Очень тяжело было с ними. Катерину Егоровну часто вызывал я в школу,  сынок ее  сидел на последней парте, наблюдал за всеми зло и настороженно, было плохо с бумагой, так он отбирал у всех тетради, продавал их, а деньги копил на ружье. Постоянно стрелял из рогаток в птиц, сажал на веревочку, набрасывал ее на шею и так ходил по деревне. Шарил по карманам. Когда я об этом рассказывал матери, она не верила, всегда падала на колени и  умоляла не губить их. Часто выгораживала своего сына. К чему это привело – вы сами видите. Французский писатель Бальзак сказал:   « Будущее нации – в руках матери».  Подумайте над этими словами.
СВИДЕТЕЛЬ  (подруга Катерины Егоровны):
- Да, я хорошо знаю Катю, нам обеим по 60 лет, Жалко мне ее. Сына своего, Гришеньку, баловала уж очень.  Видимо, безответная любовь к мужу перешла на сына.  А сынок-то и не знал, что старый дом, еще поставленный Степаном, мужем, который сгинул на войне, давно рухнул – его грибок съел.  И пришлось Катерине по людям ходить - брали то нянькой в ясли, то стряпухой в бригаду, то в правление рассыльной.  Где работала – там и спала. Потом радость ей была нечаянная  – колхоз срубил ей избу. Но и в новой избе тоска ее одолела. Привыкла на людях к разговорам, к длинному застолью, к ребятишкам,  а теперь одна. Болела много. Боль постоянно прыгала в спину, ходила длинной иголкой по спине.  Очень одинокая была.
СВИДЕТЕЛЬ (сосед Катерины Егоровны):
-  Да, мы жили в соседях с Катериной Егоровной. Помню,  поразил меня случай, когда ее сынок привез из города  свою жену Надю знакомиться с  Катериной. Приехали –то всего на день. Жена Надя  была веселая не к месту, наглая по-сорочьи, вила веревки из  Гриши.  Он ей подчинялся все в глаза смотрел, без ее спроса не смел ступить и шагу. А было бы там чему. Работала –то официанткой . Все в зеркальце смотрелась  Катерине она не нравилась , но утешала она себя, все говорила: «Раз сошлись – пусть живут».  Вот только детей почему - то Бог им не дал, видимо, неспроста это… За грехи тяжкие… Не зря же народная мудрость говорит:  « Не оставляй отца и мать на старости лет , и Бог тебя не оставит» Больше я сноху     -то и не видел.  А Григорий –то приезжал осенью, видел я его на машине.
.ПРОКУРОР:
- Ваша честь, больше свидетелей со стороны потерпевшей нет.  Разрешите приобщить к делу характеристику с места работы обвиняемого
СУДЬЯ:
Пожалуйста.
ПРОКУРОР:
-Характеристика дана на Иванова Григория Степановича. Окончил железнодорожное училище, работает в депо слесарем по ремонту паровозов, к работе относится добросовестно. Но лишней инициативы не проявляет. Замкнут, друзей не имеет. Злоупотребляет алкогольными напитками, бывает несдержанным, в общественной жизни коллектива никогда не принимает участия. По характеру подсудимый  ведомый.
ПРОКУРОР:
- Ваша честь, разрешите заслушать  эксперта по делу Иванова Г.С.
ЭКСПЕРТ:
- Протокол  осмотра происшествия. Следы  транспортного средства, обнаруженные  при осмотре места происшествия, могли произойти от автомобиля  «Москвич 412», который принадлежит  Семенову Михаилу Сергеевичу. Экспертом-криминалистом исследовались форма следа машины и рисунок шины.  На месте преступления обнаружены многочисленные следы от обуви. Установлено, что среди всех прочих следов могли быть  и следы обвиняемого и Семенова М.С.Категоричное заявление дать невозможно ввиду того, что похожая обувь есть у других жителей деревни.
СУДЬЯ:
- Обвиняемый, встаньте. Расскажите суду, что произошло 26 октября в вашем родном селе Луговое.
ОБВИНЯЕМЫЙ:
 - В начале октября я дал матери своей телеграмму, что в воскресенье приеду к ней, все-таки  10 лет не был дома, да и дела  в деревне у меня кое-какие появились. Ну так вот, приехали мы, значит, в деревню со своим начальником, дядей Мишей - он начальник цеха. Приехали на его машине. Мать, значит, встретила нас хорошо, бутылочку достала, стол организовала, но нам-то нужно было совсем другое в деревне.  Я начал строиться, дачку такую двухэтажную возводить, но на это деньги нужны, и немалые. В долги залез… Хотели по дешевке мяса, т.е. коровку какую купить. Но просидели у матери чуть подольше, вот и  пришлось оприходовать   материну корову. А что, не чужая ведь корова-то, моя доля в ней тоже есть. Я ведь единственный наследник у матери.
СУДЬЯ:
-Признаете себя виновным?
ОБВИНЯЕМЫЙ:
- Ни в коем разе.
СУДЬЯ:  Вопросы у сторон есть?
АДВОКАТ:
- А где сейчас находится Ваш знакомый- дядя Миша. Ведь Вы вместе с ним были в тот вечер?
ОБВИНЯЕМЫЙ:
- Так это он и подговорил меня насчет коровы, что, мол, потом продать мясо можно, деньги выручить. А после того он куда-то скрылся, у него в Орловской области родня живет.
АДВОКАТ:
-  Ваша честь, разрешите приобщить к делу характеристику моего подзащитного,  данную по месту жительства.
СУДЬЯ:
-Разрешаю
АДВОКАТ:
- Иванов Григорий Степанович  проживает по улице Новостроек 8 лет. За данный отрезок времени зарекомендовал себя с положительной стороны. Хозяйственный. Занимается  строительством дома. Малообщителен, не разговорчив, подозрителен. С женой детей не имеют. С соседями не общается.
СУДЬЯ:
- Желаете ли дополнить судебное следствие новыми доказательствами?
ПРОКУРОР  и  АДВОКАТ:
-Нет, Ваша честь.
СУДЬЯ:
- Судебное следствие объявляется  законченным. Слово в прениях предоставляется прокурору.
ПРОКУРОР:
- Ваша честь, участники процесса. Закончилось судебное следствие  по обвинению Иванова Григория Степановича в совершении преступления, предусматриваемого пунктом Г части 2 статьи 158 УК  РФ. Считаю, что вина подсудимого полностью доказана. В судебном заседании допрошенные свидетели пояснили, какой образ жизни вел подозреваемый, его отношение к матери. Потерпевшая указала, что  26 октября  к ней приезжали сын со знакомым и спрашивали, где можно купить мясо. Сам подозреваемый не отрицает своей вины.
При осмотре места происшествия обнаружены следы от машины, принадлежавшей  Семенову М.С. На грунте видны следы  обуви, которая принадлежала подозреваемым.
Прошу признать гражданина Иванова Г.С. виновным в краже и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
СУДЬЯ:
- Слово предоставляется  адвокату.
АДВОКАТ:
- Ваша честь, уважаемый суд.  Прежде чем так обвинять моего подзащитного, хочу обратить ваше внимание на, казалось бы, такие маленькие детали. Все мы родом из детства.  Давайте вернемся в детство Григория.  Каков был отец?  Грубый, жестокий, любитель выпить и поиздеваться над женой и сыном. Разве в такой обстановке может вырастить личность свободная, любящая, добрая.  Все односельчане вспоминают, что сын как две капли был похож на своего отца – такой же заносчивый и крикливый.  У  черствости и бездушности моего подзащитного  есть истоки – это слепая материнская любовь  Катерины Егоровны к своему сыну. Где была  ее требовательность? У матери была одна забота о сыне - лишь бы Гриша был сыт и обут, да и не болел бы еще. Не было и духовной близости у сына и матери.  Ни одной прочитанной вместе книги, ни одного задушевного разговора с сыном.
И сама-то Катерина Егоровна считала себя никчемной, ходила по деревне  забитая, с вечно опущенной головой. Не повезло и моему подзащитному с женой. По рассказам свидетелей, его жена Надежда  имеет большую власть над мужем, он ни в чем ей отказать не может. И в деревню за мясом Григория уговорили ехать его жена и дядя Миша, его  бывший начальник, которого сейчас разыскивают. Таким образом, у моего подзащитного нет сильного характера, он ведомый по жизни. Я прошу учесть это при вынесении приговора. Благодарю за внимание.
СУДЬЯ:
- Слово предоставляется потерпевшей.
ПОТЕРПЕВШАЯ:
- Ваша честь, я Вас прошу, не наказывайте Гришеньку. Да Бог с ней, с коровой. А знать, что Гриша в тюрьме  мне будет невыносимо.
СУДЬЯ:
- Слово предоставляется обвиняемому.
ОБВИНЯЕМЫЙ:
- Я полностью признаю свою вину, виноват во всем – и к матери не ездил, и не был ей опорой в старости, и жену больше слушал, чем мать, и корову ее зарезал. Признаю вину и глубоко раскаиваюсь. Мама, прости меня, если сможешь.
СУДЬЯ:
- Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора.
СЕКРЕТАРЬ:
-Встать, суд идет.
УЧИТЕЛЬ:
- Каков будет приговор -  3 года в колонии либо условный срок - нам это не так уж и важно.  Сама жизнь осудила строго и сурово нашего героя. Мать на закате лет испытала одиночество, страх, бессилие, душевную пустоту. А ведь, наверное, Катерина Егоровна, как и все матери,  хотела быть любимой детьми и внуками, быть им полезной, нужной, на старости лет быть окруженной любовью и заботой.  Как получается в жизни так, что при живых родителях сироты дети и наоборот – при живых детях одиноки, забыты  их  престарелые родители. Где потеряна жизни нить, кто виноват в этом, что делать…  Как много вопросов возникает, когда переворачиваешь  последнюю страничку небольшого рассказа В Потанина

ЧТЕНИЕ  УЧАЩИМИСЯ  СТИХОТВОРЕНИЯ  О  МАТЕРИ.
Здравствуй, мама
Здравствуй, мама моя!
Я вернулся из дальней дороги.
Протянулась на годы
В дом родной колея.
Пусть оставят тебя
Боль разлук и за сына тревоги.
Обними же, родная,
Ты как прежде меня.

Мама, милая мама,
Ты прости за скупую сыновью любовь.
Мама, милая мама,
Не грусти, дорогая, увидимся вновь.

Ты прости, мама нас,
Что так рано мы все улетели,
Словно стая птенцов,
Ставших вдруг на крыло.
У тебя на висках
Наши беды снегами осели,
А ты Господа славишь,
Что с детьми повезло.

Мама, милая мама,
Ты прости за скупую сыновью любовь.
Мама, милая мама,
Не грусти дорогая, увидимся вновь.

Мы, как прежде, с тобой
Просидим за столом до рассвета.
Я открою тебе
Снова душу свою,
И душа оживёт,
Материнской любовью согрета.
Ей с тобой, дорогая,
Хорошо как в раю.

Мама, милая мама,
Ты прости за скупую сыновью любовь.
Мама, милая мама,
Не грусти, дорогая, увидимся вновь.

Учитель:
Меня  этот  рассказ  натолкнул  на  еще  одну  мысль.  Время  летит, к сожалению,  а может, и к радости  очень быстро. Незаметно подошло то время, когда вы, уже взрослые и самостоятельные, уже сложившиеся личности, готовы выпорхнуть  из родительского гнезда,  из  родительского  дома. Совсем скоро кто-то из вас, возможно, уедет учиться в другой город, а кто-то - работать. Все дороги открыты перед вами. Но помните всегда: отчий дом – это начало всех начал, отчий дом – это ваша пристань и причал, отчий дом - это ваша совесть и душа. Вас всегда там любят и ждут самые любимые, самые родные ваши люди на земле.  Об этом забывать нельзя.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ОТЧИЙ ДОМ» НА СТИХИ А.ДЕМЕНТЬЕВА.

Комментариев нет:

Отправить комментарий