ПРОБЛЕМЫ
НРАВСТВЕННОСТИ И ДУХОВНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАУРАЛЬСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
(УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ
ПО ПОВЕСТИ И.П. ЯГАНА «РАССВЕТЫ НАД БАЙДАНОВКОЙ» И ПОВЕСТИ «ДОЧЕНЬКА»
В.Ф.ПОТАНИНА)
Гранкина Любовь Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №19» города Кургана
Цели:
Образовательная –
● познакомить учащихся с содержанием и
проблемами повестей И.П. Ягана и В.Ф. Потанина;
● помочь осмыслить прочитанное.
● развивать творческие и
исследовательские умения и навыки;
● совершенствовать монологическую речь
школьников;
● обогащать духовный мир учеников.
Воспитывающая –
● воспитывать вдумчивое отношение к
жизни, окружающим, к себе, ответственность за свои поступки;
● пробуждать интерес к творчеству
зауральских писателей.
Задачи:
● совершенствовать навыки работы с текстом;
● поддерживать
эмоционально-положительную атмосферу обучения;
● создавать условия для общения в
учебном процессе.
Оборудование: портреты
писателей, эпиграфы, мультимедиа, компьютер, тексты повестей.
Ход
урока
ЭПИГРАФЫ
К УРОКУ:
Нравственность есть наука об отношениях между людьми и об
обязанностях, вытекающих из этих отношений.
Гольбах.
Нравственность есть Правда.
В.М. Шукшин.
Духовность – духовная
природа, внутренняя нравственная сущность человека.
Большой Толковый
словарь
(Эпиграфы
закрыты, слайд с эпиграфами будет
показан позднее)
Актуализация
темы.
Есть в жизни какая-то загадка. Между
первым вздохом и последним выдохом расположена целая Вселенная со своими
галактиками и планетами, материками и островами. Человеку нужно годы и годы чтобы понять самого себя. Ему
отпущен на земле короткий, но нелегкий путь. Всем приходится идти этой дорогой
судьбы. Главное – пройти ее достойно, чтобы ни о чем не жалеть. Есть такие понятия, с которыми
каждый из нас живет, они составляют его внутренний мир.
-Какие, по-вашему, это понятия?
● Совесть
● Честь
● Достоинство
● Труд
● Душа
Они являются тем критерием, по которому
судят окружающие и по которому судит себя человек сам.
Ответчиком и прокурором выступает душа.
Если болит, значит , душа живая.
О душе написано немало стихов.
-Послушайте стихотворения Ф. Алиевой и И.
Ягана, подумайте, что же есть душа.
Чтение
учителя.
Ф.
Алиева.
Душа.
Душа
не вздох,
Не
звук пустой,
Не
приземленная работа.
Она
окрылена мечтой
И
жить не может без полета.
Ей
надо, не жалея сил,
Парить,
сроднившись с высотою,
Так,
чтоб навстречу ветер был
Упруго
сжатою волною,
И
быть выносливой в пути,
И
не бранить дождей постылых,
И
горы снежные нести
На
широко простертых крыльях.
Чтение
учеником стихотворения зауральского поэта И. Ягана.
Все
реже верится в удачу,
Все
больше – собственным горбом.
Давно
не хнычу и не плачу
Я
в трудном случае любом.
Нести
моё – кому же надо…
Дойду,
спеша иль не спеша.
Сам
донесу. Была бы рядом
Живая
чья-нибудь душа.
Вывод
учащихся.
Душа – это выражение
внутреннего мира человека, его мыслей, взглядов, отношений, любви, счастья.
На
экране слайд с определением слова «душа»
-Сегодня мы будем размышлять над
проблемами, поднятыми талантливыми зауральскими писателями И.П. Яганом и В.Ф.
Потаниным.
-В чем призвание человека на земле?
-Что такое духовность? Нравственность?
-Мнения учащихся.
Показ
слайда с определениями нравственности, духовности (эпиграфы).
Слово
учителя. Сообщение темы и цели урока.
Вы уже знакомы с жизнью и творчеством
писателей-земляков И.П.Яганом и В.Ф.Потаниным. Любовь к родному краю, природе, людям.
В своих произведениях обращают внимание
на актуальные и вечные проблемы духовности и нравственности, утверждая, что
совестливость, правда, любовь являются важными свойствами человеческой души,
непреходящими ценностями. Неважно, где и когда происходит действие, Важно, какие совершают поступки, что
чувствуют герои, что делает их счастливыми.
Это произведения о внутреннем мире
человека, нравственном отношении к жизни. По словам В. М. Шукшина,
«нравственность есть правда».
Выявление
впечатлений учащихся.
-Интересно ли вам было готовиться к
уроку?
-Какие первые впечатления от чтения
повестей?
● В повести «Рассветы над Байдановкой»
много счастья, любви, радости в воспоминаниях о детстве, о семье…
● Потрясло несовпадение моего впечатления от «теплого» названия повести с
тем чувством, которое вызвала «доченька»: возмущение, даже презрение…
● Думаю, что проблема отцов и детей
надумана. И взрослые не всегда понимают друг друга. Есть проблемы взаимопонимания,
духовного общения, любви, милосердия и равнодушия. Многое зависит от самих
людей. Важно не только научиться брать, но и отдавать…
● Трудно понять дочь Николая Петровича
(повесть «Доченька»). Она моя ровесница. Но мы с разных планет, где живут люди
и звери.
●
Уверен, что друзья – те люди, которым веришь так, как себе. Предательство
вызывает у меня презрение и негодование.
-В чем особенность повести «Рассветы над
Байдановкой»? (Автобиографическая повесть, воспоминания о детстве).
-Почему, по вашему мнению, много тепла и
света в произведении о нелегком времени? (Воспоминания о детстве, семье).
– Что значит для человека детство? Семья?
Размышления учеников.
Лабораторная
работа. Поисковая работа с текстом.
Краткая
запись выводов.
Сохранение
традиций.
● Не рвалась, продолжалась нить,
связывающая поколения песнями, обычаями, добрыми отношениями.
● Тополя, посаженные отцом, были
гордостью семьи и Байдановки. Бережное отношение к тому, что сделано отцом.
● Пение мамы и бабушки, игра отца на
гармонике. «Много пелось веселого и грустного». Оптимизм, жизнелюбие.
● В доме порядок и чистота. Всем хорошо.
● Мы сидим…и занимаемся свои делом.
Уроки
бабушки.
● Она любила справедливость и нас учила
поступать по совести.
● Учила любить труд.
Уроки
матери.
● Доброта, сострадание, бескорыстие.
Чтобы помочь заболевшему мальчику Ишимке из соседнего аула, отправилась за
врачом в соседнюю деревню.
● Хотела всех видеть счастливыми.
Уроки
отца.
● Трудолюбие, забота о семье, мудрость,
широта натуры.
● Духовное
родство. Относить обед отцу в
поле-счастье «Мы ничего не говорим, просто смотрим друг на друга и все
понимаем».
● Радостно видеть работающего в поле
отца.
● Возвращение отца с войны. Думы о
будущем. Сразу определил место для нового дома.
Добрые
поступки и дела. Причастность к труду
(воспоминания
героя о себе).
● Помогал взрослым (как и другие
мальчики) во время сенокоса, был свинопасом.
● Помогал бабушке-соседке и был горд
этим.
● Подарил другу любимую вещь – нож с
двумя лезвиями. Бескорыстие.
Душевные
переживания.
● Плакал, когда волки загрызли любимую
собаку.
● Испытывал неловкость за свое счастье
перед ровесниками, отцы которых не вернулись с войны.
● Готов был снести любую обиду и отдать
самые дорогие сокровища.
● Переживал, был опечален гибелью Тани –
«почтарки», которая пешком отправилась за почтой в метель (все так ждали
известий с фронта).
Благодарность
души. Память сердца.
● Был счастливый, хоть и голодный.
Счастливый, потому что мама была со мной.
● «Мама…Везде и всюду. Болит моя
совесть, болит от того, что не успел сказать…ласковых слов…
До конца дней не смогу простить свою
вину перед тобой…Я с тобой был сильнее… Каждую весну приезжаю к тебе, чтобы
успокоить душу, в которой вызрело столько тревог».
● « Вот почему хочу рассказать людям о
тебе. Пусть они говорят своим матерям побольше добрых слов – пока не поздно…»
Вывод
учащихся.
- Что, по мнению писателя, по вашему
мнению, значит для человека семья?
Мнения учеников.
Показ слайда.
связь
поколений Д
верность семейным традициям У
святое
отношение к родным Х
ЧЕЛОВЕК – СЕМЬЯ взаимопонимание О
уважение друзей, знаком
В
труд Н
радость общения О
счастье С
Т
Ь
«Счастье
– это когда тебя понимают», - так
написал в своем сочинении один из героев фильма «Доживем до
понедельника».
- А вы согласны?
Вывод.
- Связь поколений не прервется, если не
будем забывать о тех, кого уже нет. Они живут в нашей памяти.
Показ
слайда.
- Детство
– начало духовной жизни, закаливание характера.
- У каждого человека должен быть свой
мир, который без семьи, теплых отношений,
любви, заботы друг о друге утрачивает смысл.
- 2008 год был объявлен Президентом
годом Семьи. И это говорит о том, что Семья-основа жизни, делает каждого из нас
сильнее, увереннее , помогает отличать добро и зло, делать важный нравственный
выбор.
Повесть
В.Ф. Потанина «Доченька».
Постановка
проблемы.
- Каким настроением проникнута повесть?
- Почему?
90-е годы – разрушение системы
ценностей. Приметами времени стали заполнившие духовный вакуум жестокость, цинизм, бездуховность.
- Чем похожи и чем отличаются повести В.
Потанина и И. Ягана?
-Духовным единением героев с родителями,
окружающими людьми, природой. События происходят в разное время.
● Повесть «Доченька» - монолог героя.
● Конфликт его с самим собой.
● Частое возвращение в детство
(мысленно), прошлое.
Детство - самая счастливая пора.
●Воспоминание о елке, морковном чае,
вкуснее которого ничего не было. И ожидание возвращения с войны отца и дяди.
● Для них на столе стояли две пустые
чашки – надежда, что будут живы.
● Детство – ощущение заботы матери,
желание помочь ей.
Показ
слайда.
Проблема.
Почему произошло разрушение крепкого
круга – Семьи, в которой были любимая жена и обожаемая дочка Леночка?
Осмысление
текста. Лабораторная работа.
Краткая
запись.
● Время повлияло, когда одежда, деньги,
косметика стали для Леночки критерием оценки социальной и личностной.
● На всю зарплату жены купили
дочери золотое колечко.
● На последние сбережения приобрел ей
магнитофон.
● Пренебрежительное, снисходительное
отношение дочери к родителям.
● Бабушка раздражает – плохо слышит, «
по-колхозному» подвязан платок, руки все время темные и опухшие.
● Кричит на отца и высмеивает
отсталость.
● Выкинула в снег котенка, который
надоел мяуканьем.
● Для Леночки, ее одноклассницы Оли и
друга Саши душа – это болтовня и демагогия.
У человека есть только дело.
● По мнению студента Саши, если есть
дело, тело, душа не нужна.
● Колечко Леночка отдает подруге, т.к.
камни в Новый год «модные».
● Когда на Олю напал хулиган и она
попала в больницу, не о подруге подумала доченька, о кольце, как быстрее снять
это кольцо. И ушла с Сашей.
● Презрение к родителям «чокнутым».
● Николай Петрович, терпимый и мягкий
человек, не в состоянии принять этот поступок, являющийся предательством подруги, всей его жизни, посвященной дочери.
-Почему Леночка из милого ребенка
превратилась в монстра?
-Кто в этом виноват: стечение
обстоятельств, время, человек?
-Виноваты обстоятельства, время?
-Размышления учеников.
Показ
слайда
● Нет в ней стержня.
● Не научили ее любить, заботиться о
других.
● Привыкла брать, но не отдавать.
● Никаким трудом не занята.
● Поколение Леночки – это не все
«нравственные калеки», для которых украшения и наряды важнее родных людей,
семьи.
● Отсутствие совести, цинизм, «духовная
ржавчина» - то, что разрушает все живое, семейные связи.
- Как вы понимаете слова героя повести
«Доченька»: «Что будет со мной завтра? А после завтра? А через год?.. Неужели я
проживу еще целый год?»
Как бы ни было тяжело, но жизнь
продолжается. И опять встает солнце, и опять приходит день, зовущий в дорогу. И
в этом есть смысл: человек тем и живет, что преодолевает тяготы и страдания.
Преодолевает себя.
Интервью
с учениками.
– Что
вам понравилось сегодня на уроке?
Рефлексия.
- Над какими жизненными вопросами,
проблемами заставляют нас задуматься повести В. Потанина и И. Ягана?
- Изменилось ли что-либо в вашем
понимании жизни после знакомства с
героями произведений?
- Как писатели повлияли на ваши взгляды?
Итог
урока.
Размышляя над страницами повестей В.Ф.
Потанина и И.П. Ягана, мы убедились в том, что счастье человека – это сочетание
труда, радости любви, работа души, духовное родство.
Произведения Потанина и Ягана – уроки
нравственности. Чтение помогает понять глубину авторского замысла. Подрастающий
человек нуждается в осмыслении назначения жизни, роли семьи. Произведения помогают в этом, утверждая нравственность,
духовность, совестливость, правду – то, что всегда было присуще русскому
человеку.
Домашнее
задание.
Сочинение-эссе.
Послесловие к уроку…
Литература.
1.
Большой
толковый словарь. - Санкт-Петербург: «Норинт», 1998. – 259-263с.
2.
Межевикин
В. Рыцарь совести и слова.//Новый мир, 2007. - 17 авг. 3с.
3.
Культура
Зауралья: Прошлое и настоящее. Вып. 2: Сб. научных трудов. – Курган: Изд-во
Курганского гос. университета, 1999. - 173-182 с.
4.
Собрание
сочинений в 5 томах/Потанин В.Ф.. – Курган. ОАОПК «Зауралье», 2007. - 4-11с.
5.
Потанин
В.Ф. Вернул себе состояние надежды.//КИК, 2007. - 14 авг. - 8с.
6.
Потанин
В.Ф. Танцуем без перерыва: Повести и рассказы. – Курган: Изд-во «Зауралье», 1995. – 36-81с.
7.
Яган
И.П. Чем живу: Стихи. – Курган: «Парус-М», 2003. - 25с.
8.
Яган
И.П. Перекаты: Повести. - М.: Современник, 1980. -
Комментариев нет:
Отправить комментарий