понедельник, 18 августа 2014 г.

Путешествие в литературный мир Леонида Куликова

Автор: Гомзякова С.С., МБОУ СОШ №10

Путешествие в литературный мир Леонида Куликова
(урок-композиция)
Цель: дать представление о Леониде Куликове, как о человеке и поэте.
Задачи:
1) познакомить с жизнью и творчеством поэта;
2) развивать навыки выразительного чтения, памяти, воображения повышать интерес к чтению;
3) воспитывать интерес к творчеству зауральского писателя, развивать чувство прекрасного через чтение стихов, музыку, художественное искусство.
Эпиграф (смотреть презентацию)


Ход урока
Вступительное слово учителя
Быть всегда необходимым людям,  чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю Л.И. Куликова. Деятельность его была многообразна:   он детский сказочник, автор басен, лирических стихов, дружеских посланий, поэт, писатель. Его книги – яркие, запоминающиеся – читаются охотно, легко. Они учат нас любить природу, родину, человека.  Леонид Иванович открывает читателю глаза и красоту в повседневности, помогает найти ответы на вечные вопросы.
Куликов – человек «создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремлённости, благородства и преданности   своему делу.  Путь Леонида Куликова в литературу был нелёгким. Он родился в 1924 году в городе Иванове. Детские и отроческие годы прошли в городе Гатчине  Ленинградской области. В 1961году Куликовы переезжают в город Курган.
1 ведущий
В начале 1942 года тяжёлая болезнь на долгие годы приковала его к постели: тело постепенно теряло всякую подвижность, двигались только руки и немного голова. До конца жизни рядом с ним была его мама,  Антонина Семёновна Куликова.
Из воспоминаний Антонины Семёновны «Леня не хотел мириться с мыслью, что нет средства против его болезни. В «Комсомольской правде» он прочёл статью о чудесных свойствах пенициллина. Это новое лекарство невозможно было достать, тогда он решил изготовить его сам.
Бабушка натолкла ягод голубянки, залила водой и поставила в тарелке в подпол, чтобы наросла плесень.
Когда на тарелке с ягодным соком нарос толстый, молочно-белый слой, Лёня разрезал его, проглотил половину, вечером другую.
2 ведущий
Целую неделю Лёня отважно хватал эту кислятину, объяснив свой замысел так:
- Природа умнее нас, и организм сам  отберёт сам, что ему нужно для лечения.
Лёня верил, что пенициллин поможет и поэтому с энтузиазмом глотал плесень по два раза в день.
Но чуда не произошло. После такой неудачи у Лёни всё-таки оставалась вера, что лекарство есть, может быть оно где-то рядом.
Первая операция, которую Лёне делал хирург Яков Давидович Витебский,  прошла удачно и была самой полезной.
1 ученик
В 1956 году Л.И. везут на операцию в Свердловск, в клинику. Это был один из самых тяжёлых периодов в его жизни.  Рухнула последняя надежда встать на ноги,  но постепенно жизнь берёт своё, он начинает много читать, играть на гитаре, изучать радиожурналы, но в стихах ещё звучат ноты подавленности, сожаления о несбывшемся.
2 ученик чтение наизусть
Время к полночи
Время к полночи медленно тянется,
За окном тихий шелест ветвей,
Всё пройдёт, ничего не останется,
Ни печали, ни боли моей.
Где-то песня плывёт легкокрылая,
В тёмном воздухе нежно звеня.
Никогда эта девушка милая,
Никогда не споёт для меня.
Учитель
Л.И. редко писал лирические стихи, а написанные никому не показывал, заносил их в «домашнюю тетрадь».
Среди тяжёлых стихов есть и такое … «16 февраля 1950 год», написанное в день десятилетия болезни Леонида Ивановича.
3 ученица чтение наизусть
Десять лет лежу в постели я,
Дни и ночи – десять лет.
Юбилей не для веселья,
Юбилей не для газет.
Без конца тюрьма кроватная-
Не уйдёшь, не уползёшь.
Эх ты, лихо непонятное,
Погубило ни за грош.
И теперь уж не развяжется
Этот мёртвый узелок.
И бывает, крышкой кажется
Мне белёный потолок.
Не расскажешь боль сердечную.
Волны муки и тоски,
Эти думы бесконечные,
Поседевшие виски.
Да и незачем рассказывать,
Перетягивать струну.
В жизни много было разного,
О хорошем помяну.
Да, судьба моя унылая
Тем удачлива была,
Что со мною мама милая,
Что душа ею светла.
Учитель
Конечно, самым дорогим человеком для Леонида Ивановича была его мама – верная помощница, добрая советчица, вечная спутница. Из книги Антонины Семёновны:
«Я могла помочь только тем, что доставала книжки и была первой слушательницей, говорила: понравилось или не понравилось мне его стихотворение.
И вот  первая победа- книжка «Скоро в школу». Незадолго до её выхода Лёня писал брату Борису:
4 ученик чтение наизусть
Чудеса, братишка!
Сам не верю я:
Скоро выйдет книжка-
Знаешь чья? Моя!
Книжки тоньше спички,
Книжка для детей.
Малыши и птички
Защебещут в ней.
Это не ошибка,
Это не во сне.
Золотая рыбка
Приплыла ко мне.
5 ученик
Получили гонорар. Леонид все деньги послал в Свердловск, и оттуда «Посылторг» прислал ему пишущую машинку и женские наручные часы. Это был подарок сына мне».
Антонина Семёновна- учитель начальных классов, Заслуженный учитель, её жизнь может служить примером редкой целеустремлённости, благородства, преданности своему делу, материнской любви к сыну, к детям.
6 ученица чтение наизусть
В Половинской средней школе
Хлопотала день – деньской.
Как и все, ходила в поле
То с лопатой, то с косой.
И учила, и пилила,
С детства верная труду.
Книжки мне в мешке возила
И кормила на ходу.
За стеной избы - скворешни
Пролежал я десять лет.
Мать придумала тележку-
Мне открыла белый свет.
На стихи мои шутя
И внимательно смотрела:
- Чем ни тешится дитя,
Лишь бы только не ревело.
А стихи копили силу,
Книжка вышла наконец.
Мама снова похвалила:
- Ну, сынище, молодец!
Без коротких замечаний,
Без её скупых похвал
Я в печать своих писаний
Никогда не отдавал.
Где найду слова такие?
С чем сравнить могу её?
Мама, капелька России.
Солнце ясное моё!
Учитель
Именно Антонина Семёновна своим материнским мужеством поддерживала в сыне огонь жизни, возвращала ему оптимизм и веру в силы.
Стихи Л.К. многогранны: о войне и мире, счастье и горе, радостях и неудачах; о родном крае, бесконечных просторах родной земли.
Куликов – человек-патриот, человек-борец, любящий свою Родину, родной  город. Именно Кургану посвятил он свои стихотворения.  Вот одно из них:
Курган
Чтение наизусть
7 ученик
На ладони Зауралья
Город мой навеки встал,
Он блестит стеклом и сталью
И растёт что твой кристалл.
Здесь избушки, как старушки
В окруженье молодцов,
Молча смотрят на верхушки
Подрастающих домов.
Не стоят без дела краны,
Кверху тянут весь наш край,
Так что города Кургана
Бугорком не называй!

И ещё одно стихотворение:

Я в Иваново родился-
Это колыбель моя,
В тихой Гатчине учился-
Это школьная семья.
И под солнцем Зауралья
Я нашел свой дом и свет.
Потому что в Зауралье
Я родился как поэт.
Учитель
Леонид Иванович не мог не восхищаться  красотой природного мира. Заставляли  творить,  вдохновляли его, осенние краски природы.
8 ученик чтение наизусть
Осень
Как огромный пёстрый веник
Пахнет осенью горсад.
Ворохами старых денег
Листья жёлтые лежат.
Резкий ветер налетает,
Словно строгий ревизор.
Он никак не сосчитает
Золотой осенний сор.
На дорожках, на лужайке
Догорает листопад.
Осень, модная хозяйка,
Раскидала свой наряд.
И дроздам кричат синицы:
-На рябину налетай!
В это время даже птицы
Собирают урожай.
Птичьей стайкой осень скачет,
Свищет в поле и в лесу.
А потом она заплачет,
Растеряв свою красу.
Дремлют клёны и берёзы,
Засыпая до весны,
Пусть приснятся им в морозы
Зеленеющие сны! 
Учитель
Л.И. так говорит о причинах, побудивших его заняться литературой «была любовь к жизни и к поэзии, было желание что-то делать, действовать – нельзя же всё время лежать сложа руки».
Успех пришёл не сразу. Были просчёты, неудачи. Большинство стихов написано детям. Детские стихи полны душевного тепла и света.  Поэт умеет говорить с юными читателями и серьёзным тоном, и с чувством юмора.
О деревенском умельце – кузнеце рассказывает поэт в стихотворении «Кузнец». О неудаче с ремонтом ходиков повествует герой стихотворения «Часы».  Трогательным чувством дружбы проникнуто стихотворение «Младшая сестра».
Куликов написал несколько стихотворных сказок для детей: «Как ёжик стал колючим», «Дятел – наш приятель», «Хитрая Сорока»,  «Солнечный зайчик»,  «Храбрый Василёк», «Белочка – Умелочка».
9 ученик
Из воспоминаний А.С.: «Как была написана «Белочка-Умелочка»? К нам в Половинное приехали мой сын Борис с женой и с трёхлетней дочкой Леной. Девочка была большая говорунья. Она попросила:
- Дядя Леня, напиши мне сказку про белочку.
Леонид тут же  сочинил ей:
Я маленькая девочка,
За сто ликом сижу.
Иди обедать, белочка!
Орехов положу.
А Лена надула губы:
- И всё? Как мало!
Примерно через год Леонид Иванович создал сказку «Белочка-Умелочка».
Чтение наизусть отрывка из сказки, показ слайдов- детских рисунков.
10 ученик
Под зелёною сосной
Вырос домик расписной
И жила в нём белочка,
Белочка- умелочка.
Хорошо она жила:
Чай с орехами пила,
Вечером на лесенке
Распевала песенки.
Наша белка мастерица:
Сшила кофточку лисице,
А зайчонку- тапочки
На четыре лапочки.
Медвежонку- распашонку
Всем бельчаткам- по перчаткам,
Даже мышке маленькой-
Сарафанчик аленький.
И грибы она сушила,
И зверят она лечила-
Всё умела белочка
Белочка- умелочка.
1 ведущий
Вы только что просмотрели рисунки детей 10 школы к сказке Л. Куликова «Белочка-Умелочка».
2 ведущий
Не покорился он судьбе.
Однажды приказал себе
И сердцу своему:
Не отступать, стоять в строю,
Бок о бок с теми, кто в бою,
Наперекор всему…
И за перо взялась рука,
Рождались за строкой строка-
Большого сердца след.
Заключительное слово учителя
Действительно, Леонид Куликов – человек с большим сердцем, самобытный и многоликий. Мы не можем не ощущать и обаяние личности поэта, его бескорыстия, честности, принципиальности.
Л.И.Куликов – член Союза писателей СССР с 1960 года. Награждён орденом «Знак Почёта» и медалью «За доблестный труд». Его имя присвоено библиотеке  города Кургана.
Спасибо за внимание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий