среда, 20 августа 2014 г.

Жизнь и судьба Т.С. Мальцева в произведениях зауральских поэтов



Разработка урока в 8 классе по теме:
«Жизнь и судьба Т.С.Мальцева
в произведениях зауральских поэтов»

Составила: Исаченко Е.С., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №30»

Цель:
 - познакомить учащихся с личностью зауральского хлебороба Т.С.Мальцева через творчество зауральских поэтов;
- проанализировать значимость жизни Мальцева для жителей Зауралья и всей страны;
- приобщить учащихся к истории родного края через зауральскую поэзию.
Оборудование:
- на доске эпиграф: «И тебе, мой молодой незнакомый друг, пожелал бы  высшего счастья в жизни – приобщиться к труду людей, кормящих свое Отечество…»(Т.С.Мальцев);
- портрет Т.С.Мальцева,
- выставка книг Т.С. Мальцева и зауральских поэтов  и писателей.
Ход урока
Слово учителя:
Зауралье – богатая на людские таланты частичка великой России. Оно воспитало простых и сделало из них прославленных людей, которые и являются неизмеримой ценностью нашего родного края.
Ярчайшей личностью среди них был и остается Терентий Семенович Мальцев. Это действительно уникальный в своем роде человек. Родился в 19 веке, прожил насыщенную созидательную общественно – политическую жизнь в 20. А всевозрастающий к нему интерес ощущается в 21 веке.
Сегодня на уроке, знакомясь с произведениями о Терентии Семеновиче, ответим на  вопросы:
- Почему эта личность интересна людям в наше время?
- Живет ли он в сердцах зауральцев?
- Каким  его изображают писатели и поэты, каким он живет в памяти простых людей, близко знавших его, и людей, которым он близок как выдающийся земляк.
Слово учащимся:
1) В восточных предгорьях Урала
Селенье. В селении том
В значении мемориала
Крестьянский бревенчатый дом
Наверно, найдете отличье
От прочих, поставленных здесь.
Но есть избяное обличье
Как было оно так и есть.
Усадьба, увы, нежилая,
Не в прежнем цвету огород,
Собака, как прежде, не лает,
Хозяин с крыльца не сойдет.
2) Здесь 10 декабря 1895 года родился Терентий Семенович Мальцев.
И никто тогда не ведал
Давнею порой,
Что рожден под крышей
Будущий Герой.
 «Терентий Семенович был высокий, худощавый человек в рубашке военного покроя с большими накладными карманами на груди, подпоясанной широким офицерским ремнем. На лице его была хитровато смущенная улыбка», - так рассказывал о Мальцеве корреспондент газеты «Восточно-Сибирская правда» Юрий Овсянников.
3) Когда же начало зарождаться в Терентии Семеновиче желание стать пахарем?
На этот вопрос можно найти ответ в строках А.Позднякова:
Рос мальчишка в зипунишке,
С мальства в пахаря играл.
Запрягать в тележку Рыжку
Отец рано доверял.
Не все знают, что  Терентий Семенович не учился даже в школе, не говоря об академиях и университетах. Но тяга к учению, познанию у него была всегда, считает Н Морозов.
Карандаш, бумага, книжки
И наук гранит
Для пытливого парнишки
Стали, как магнит…  
4) Эпитет «пытливый» выбран очень удачно, а сравнение «как магнит» допоняет картину отношения к герою.
Другой же зауральский поэт А. Поздняков считает, что даже в детстве Мальцев любил больше поле, чем учебу, хотя и считал, что учиться – тоже серьезный труд.
Жить без книжек – проку мало.
Плохо дело. Дел-то два.
Школа ясно не забава.
Но хлебопашество сперва.
Труд люби, не будь спесивым,
Сроду не греши –
Станешь умным и красивым –
Пашенку паши, - 
передает в своей поэме А.Поздняков наказ отца сыну Терентию.
5) Не обошла стороной Терентия Семеновича и война. Но в самые тяжелые минуты, он всегда думал о своей родной земле.
И в шестнадцатом забрили
Парня на войну,
Был в Брусиловском прорыве,  
А потом в плену.
(Морозов Н. стр. 16)
Взрывы бомб,
Стон людей.
Кровь и копоть.
В свисте пуль и секунда длинна.
Познавалась воочью Европа
И своя вспоминалась страна.
(Поздняков А.Ф. стр.7)
И после войны он был полон энергией и жаждой работать на родной земле. Мальцева всегда отличало высокое трудолюбие и выносливость.
Ливнем мочит, зноем душит,
Затемным темно,
А он возит волокуши
С поля на гумно.
(Морозов Н. стр.12)
Фольклорное повествование придает искренность этому отрывку.
И вот он уж снова в отрыве,
И впечатляет разгон.
Он что же?
Просто счастливей,
Наверно, старательней он.
(Поздняков А.Ф. стр.11)
6) Произошел с Мальцевым и такой случай. Крестьяне соблюдали Пасху и в праздник отказывались от полевых работ. Мальцев вопреки обычаям и запретам отца выходит в этот день работать в поле. Все его считали безбожникам и сумасшедшим.
Хоть и чувствовал опаску,
Вызвал гнев у всех,
В поле выехал на пасху.
 «Что ты, это-грех!»
Об этом упоминается в зауральской литературе. И по этому случаю существуют разные строки разных поэтов.
В Воскресение Христово
(Господи, прости!)
Чистил пашню снова, снова,
Чтоб ее спасти.
(Морозов Н. стр.24)
Результат – хлеб на его делянках, в отличие от соседских, стоит дружный, осенью урожай в два раза больше.
Главное чудо природы
Видели вы на заре?
Это пшеничные всходы
На заостренном бугре.
7) А вот строки зауральского поэта Позднякова:
И пригляден товар упаковкой,
А доставкой – к Христову дню.
Накопить на серебряный слиток?..
Коли жить, так уж так прожить,
Чтоб голимый убыток в прибыток
Для деревни, для всех обратить.
Не побоялся осуждения, пошел против всех ради главной цели своей жизни:
Научиться мне б
Растить самое святое –
Зауральский хлеб.
Эти убеждения, принципы сформировали самостоятельное мышление, настойчивость, твердость характера Терентия Семеновича Мальцева.
Слово учителя:
Для Мальцева возрождение сельского хозяйства России никогда не было только производственной проблемой.  Он всегда видел за этим нечто большее – воспитание подрастающего поколения, нравственное здоровье общества, сохранение и преумножение природных богатств России.
Можно ли забыть мудрые слова Терентия Семеновича: «Жизнь прожить – не поле перейти. Верно. Но и поле перейти непросто, если не быть случайным пешеходом, равнодушным созерцателем, а любить его самозабвенно и всеми помыслами, делами своими подсоблять ему жить, умножать его урожайную силу, искать к этому непроторенные пути…»
- Объясните, как вы понимаете слова Т.С.Мальцева? (Дети высказывают свое мнение)
Учитель:
Также Т.С. Мальцев завещал: «…молодому земледельцу и вообще молодому человеку, на мой взгляд, следует преодолеть четыре «НАДО»:
надо ЗНАТЬ
надо УМЕТЬ
надо ЖЕЛАТЬ
надо ДЕЙСТВОВАТЬ.
(Напечатанные слова вывешиваются на доску).
Учащийся: Ученые до сих пор спорят об эффективности того или иного метода обработки почвы и других агрономических приемов, для нас важно следующее: Мальцев оставил нам свою мудрую философию, сформулировал свои принципы взаимоотношений человека с природой, если хотите, свой мальцевский моральный кодекс.
Его книги «Слово о земле – кормилице», «Думы об урожае», «Раздумья о земле, о хлебе» и другие работы внесли вклад в теорию и практику отечественной агрономии.
И, пожалуй, не нужен
Новый наш комплимент.
Важно, чтобы приблизился фронт,
Подтянулись тылы.
Это только сейчас,
В этот миг золотой, безупречен
На бугре заозерном
Прекрасный пшеничный покров
(Поздняков А.Ф. стр.28)
Учитель:
Пролетали года, а он все трудился и трудился. Подходил великий юбилей столетия. Здоровье не было уже таким крепким, как раньше, хотя сам Терентий Семенович так не считал: «Ну, какая старость, ведь мне еще нет и ста лет!»
Лесам расти и розам пахнуть,
Во ржи гудеть перепелам,
От красоты весенней ахнуть
Тем, кто придет на смену нам.
Вздувать потушенные домны,
Пустырь вспахать, дерзай, рука!
И помнить,
Помнить,
Помнить,
Как почва под ногой тонка.
(Поздняков А.Ф. стр.30)
Особо хочется отметить, с какой душевной теплотой, нежностью и любовью зауральцы относятся к Терентию Семеновичу Мальцеву. Зауральские поэты А.Поздняков и Н.Морозов, чьи стихи мы сегодня читаем, хорошо знали его. Поэтому их произведения написаны простым языком, читаются и воспринимаются легко.
Но и в произведениях обычных людей, для кого личность Т.С. Мальцева, стала образцом человека - труженика, звучит искреннее отношение к нашему именитому земляку. Вам было дано задание спросить бабушек, дедушек, родственников о том, живет ли имя Мальцева Т.С. в сердцах его земляков, каким они его помнят.
И у нас есть очень теплые воспоминания об этом человеке, которые выражены даже в стихах. (Дети читают высказывания, воспоминания, стихи, написанные их родственниками). Вот одно из стихотворений (написано Колесниковой Таисией Леонтьевной еще в детстве):
Зауральский ветеран.
Зауральская сторонка:
И простор, и широта.
Это мальцевское поле:
Гордость, радость, и краса.
И стоит оно бушуя,
Этот хлебный океан,
И растит его Тереша –
Зауральский ветеран.
Ему годы не помеха,
Он всегда идет вперед.
Исходил он это поле
Вширь и вдаль, и поперек.
Босиком, всегда он пеший,
Неустанный человек.
Пожелаем же Тереше
Жить и здравствовать навек!
Это стихотворение довольно простое, но хорошо отражает ее душевное состояние.
Учитель:
В 2010 году исполнится 115 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка, известного хлебороба, новатора сельскохозяйственного производства, полевода колхоза «Заветы Ленина» Курганской области, почетного академика ВАСХНИЛ (1956), дважды Героя Социалистического труда (1955, 1975), лауреата Государственной премии СССР (1946) Терентия Семеновича Мальцева. Судьба этого человека является образцом трудолюбия и стремления к своей цели.
Земляки, поэты – зауральцы делают все, чтобы в наших сердцах всегда жила память об этом человеке:
Зауралье! Зауралье!
Он ушел от нас,
В зыбком мареве тумана
На заре угас.
И на веки край от края,
В памяти храня,
Его славит урожаем
Щедрая земля.
(Морозов Н. стр.56)
Закончить урок хотелось бы словами, которые стали эпиграфом к нашему уроку - обращением Терентия Семеновича Мальцева к молодежи: «И тебе, мой молодой незнакомый друг, пожелал бы я высшего счастья в жизни – приобщиться к труду людей, кормящих свое Отечество».
Итог работы:
письменное мини – сочинение, которое станет ответом на один из вопросов, заданных в начале урока:
1.Почему личность Т.С. Мальцева интересна людям в наше время.
2. Живет ли память о Т.С. Мальцеве в сердцах зауральцев.

Список литературы
1.                  Бондарев А.А. Новый мир// Преклонение с любовью. – 2005. №119
2.                  Верхотурцев С. Новый мир// Наследие великого земледельца. – 2004. № 75
3.                  Морозов Н. Сказание о хлеборобе. – Курган: Парус – М.,2001
4.                  Осокин В. Новый мир// Забвению неподвластно. – 2005. № 75
5.                  Поздняков А.Ф.Земля и пахарь. – Курган: Периодика, 1995
6.                  Поздняков А. Новый мир// Гусли, корабль, лопата. – 2005. № 142
7.                  Леонтьев Г. Новый мир// Большое видится на расстоянии. – 2005. № 146
8.                  Учащиеся гимназии № 30. Новый мир// Здесь все как прежде. – 2005. № 75
 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий