среда, 20 августа 2014 г.

Мифологические сюжеты и образы Зауралья


Мифологические сюжеты и образы Зауралья.
6 класс
Автор урока: Козлова Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Цель урока: изучить мифологические сюжеты и образы Зауралья.

Задачи :

Обучающая. Проверить уровень знаний, умений и навыков обучающихся, научить применять

полученные знания в нестандартной учебной ситуации.

Развивающая.

Развивать познавательную активность, память, мышление и воображение.

Воспитательная.

Воспитывать интерес к предмету, положительные человеческие качества.

Форма организации познавательной деятельности: групповая работа, поисково - исследовательская работа.

Подходы: личностно-ориентированный, дифференцированный.


Предварительная подготовка: учащиеся класса делятся на группы по 4-5 человек. У каждой группы есть оценочный лист, куда участники команды записывают оценки по результатам выполненных заданий. Затем подводят итог. Определен «Мозговой центр» (3-4 сильных ученика). Они проверяют поисково-исследовательскую работу групп, помогают в выполнении заданий, дают совет,  подсказку, могут дополнить презентацию групп новыми сведениями.

Готовясь к уроку, каждая группа получила индивидуальные задания по данной теме.

Оборудование.

Мультимедиапрезентация, детские иллюстрации, выставка книг, карточки с творческими заданиями, карточки с заданиями проблемно-поискового характера, памятки «Как  работать в группе», оценочные листы.



Поэтапный план  урока.

1.    Организационный момент.

2.    Слово учителя. Объявление темы, цели, задач, этапов и порядка проведения презентации.

3.     Проведение презентации

3.1.       Первая группа: «Краеведов-исследователей» готовит сообщения о боге

Солнца.

3.2. Вторая группа: «Историков» рассказывает о месяце, отвечая на вопрос викторины «Месяц-ночное солнце».

3.3. Третья группа расшифровывает текст на тему «Великая богиня – Мать-  Земля».

3.4. Четвёртая группа готовит парад мифологических существ.

3.5. Пятая группа: «Фольклористов» инсценирует обряд «Выбор невесты».

3.6. Шестая группа: «Художников» иллюстрирует праздник, посвященный Купале – богу лета и рассказывает о нём.

3.7.       Седьмая группа: «Мозговой центр» объясняет выражение «Чур меня» и рассказывает о злом духе – чёрте.

4.  Подведение итогов. Озвучивание оценочных листов. Выставление оценок.



Содержание урока.

1.         Организационная часть – инструктаж (обучающиеся знакомятся с памятками групповой работы, оценочным листом, критериями оценки проектной деятельности)

2.         Словарная работа (ученик-исследователь объясняет лексическое значение слов).

-            Что такое Проект  -  ?

-            Что такое Литературно – творческий проект  -  ?

(объединение обучающихся в группу для исследования какой-то темы

на основе нескольких источников)

3. Защита проекта.

Слово учителя.

Мифы – вымысел, но в него верят. Мифологией была пронизана вся жизнь как древних славян, так и русского народа. Нужно запомнить, что у русских языческая мифология тесно переплеталась с христианством. Это необыкновенное единство противоположного получило название  двоеверия.

Язычество в Зауралье многообразно. Оно лучше всего сохранялось в провинции и беспокоило церковную и государственную власть. В середине 17 века на Урал была прислана специальная грамота царя Алексея Михайловича, которая повелевала искоренять старинные, дохристианские обряды и поверья.

Власти взялись за дело ретиво, а народ вел себя мудро. Христиане и в церковь ходили, и старались веру прадедов не затаптывать в грязь. Они оказались более терпимыми к древним божествам, приспосабливая их к своему времени.

Мы переходим к защите проекта первой группы.

1.         Первая группа: «Краеведов-исследователей» (подготовила сообщение о боге Солнца).

1 ученик.

Одним из главных богов наших предков было солнце. Народная фантазия приблизила его к человеку и заставила оберегать всё живое. Вглядитесь в резьбу, вышивку, ткачество. Везде обилие солнц. Они, по верованиям, охраняют ворота, окна, человека. Считалось, если надел рубашку с вышитым солнцем, то убережешься от зла. Серьги, кольца, браслеты, пояса первоначально не считались простыми украшениями. Люди верили, что эти вещи несли великую службу – охраняли от темных сил, которые стремятся навредить человеку. Поэтому на все предметы наносили орнамент, в котором обязательным элементом было солнце. Солнцу посвящалось и устное слово. Например, в закличках оно изображается живым существом, подобным человеку. С ним можно разговаривать, оно имеет дом, детей. Желая вызвать солнце, дети прыгают и заклинают:

Солнышко, солнышко,

Выгляни на брёвнышко,

Твои дети на пече

На холодном кирпиче,

Они есть хотят,

Они пить хотят.

2 ученик.

Солнце вовлекалось в праздники, особенно весной. Во многих местах нашего края на Масленице сооружали столб, вершину которого украшало солнце-колесо. На колесе лежали подарки, которые старались достать ловкие смельчаки. На Пасху строили круговые качели. Молодежь качалась, повторяя движение солнца. Хоровод – это тоже отражение солнца. Круглый хлеб, блины-повторение великого божества. Венок – подобие солнца. Оно везде, верный страж.

3 ученик.

Отцом солнца считался Сварог – бог огня. Огонь почитался в Зауралье как сила, способная отогнать болезни, эпидемии. Особые надежды возлагались на так называемый  живой огонь, добытый, как в доисторические времена, трением дерева о дерево, Как только на деревню нападала беда, мужчины собирались вместе и добывались огонь. От него зажигали один общий костёр, чтобы изгнать болезнь, приключившуюся с целой деревней. Кроме того, зажигался костёр перед каждым домом, чтобы нигде не спряталась хворь.



Ученик из группы: «Мозговой центр» (дополнительная информация).



В одной из легенд солнце – языческий мифологический персонаж – оказалось соединенным с христианскими героями. В Ильине Шатровского  района рассказывается о причинах смены дня и ночи, а также о причинах раннего пения петуха. Дело, оказывается, вот в чём. Работая целый день, солнце раскаляется и устает. Прилетают ангелы, берут светило на свои крылья и несут в море – охладиться, покупаться, отдохнуть. Крылья ангелов, естественно, опаляются, обжигаются, К утру перышки начинают отрастать и доставляют немалые неприятности ангелам: кожа чешется, а крикнуть посланцы небес не могут. Вместо них кричит петух, у которого тоже чешется под крыльями. Безмолвные ангелы делают свою работу – ставят освежившееся солнце на место, однако, не ранее, чем пропоет петух.

2. Вторая группа: «Историков» рассказывает о месяце, отвечая на вопросы викторины «Месяц-ночное солнце».

-       Каким считался  месяц – ночное солнце?

(Он считался могущественным)

-       С чем связан месяц в народных верованиях?

(Месяц в народных верованиях связан с потусторонним миром-миром мёртвых).

-       При каких обстоятельствах обращаются к ночному светилу?

(К ночному светилу обращаются при лечении зубов, но при этом упоминается царство мёртвых, где месяц будто бы был. )

-       Какой заговор сказывали на молодой месяц?

(Заговор сказывали на молодой, т.е. народившийся месяц, вернувшийся из иного мира. Перекрестившись, глядя на месяц приговаривали:

-       Месяц, месяц, ты был на том свете?

-       Был.

-       Мертвеца видел?

-       Видел.

Как у мертвеца зубы не болят, десна не горят, так бы и у меня, раба божьего (имя), зубы не болели, десна не горели. Будьте, мои слова, легки и крепки, крепче камня, крепче ножа булатного. Во веки веков. Аминь)

3.    Третья группа . Проект: «Великая богиня – Мать-Земля».

Сохранился в Зауралье культ  Великой Богини – Матери-Земли. Культ её известен в мифологии разных народов, в том числе и русского. На вышивке эта богиня изображена …, которая повелевает птицами и животными.

В заговорах и причитаниях по умершему земля называется … Былой

Её культ сохранился в поверьях.

Один из самых больших грехов - …

В её именины – Духов день (понедельник после Троицы) нельзя …

Это помнится и в нашем крае. Былое почитание богини закреплялось в других поверьях.

Так, в Зауралье верят, что земля вздрагивает, когда …

Запрещалось …

В былые времена клялись Землей и в знак верности своего слова …

Сейчас, отправляясь служить в армию, некоторые ребята берут с собой … , как встарь. Это, как верят, будет защитой в трудных обстоятельствах.

Слова и словосочетания для справок.

Женщиной, Матерью, щепотку родной земли, проглатывали немного земли, плевать на землю, наносить ущерб Земле, работать на земле, женщина ругается непотребными словами.

4. Четвертая группа. Проект: « Парад мифологических существ» ( распределили роли мифологических  существ, собрали материал о них, подготовили костюмы или маски.)

Учитель. Кто является хозяином дома?

Входит ученик в костюме домового. (выступление)

Хозяином дома считался домовой. Это я. Я слежу за порядком в доме, отношениями его обитателей. Меня и сейчас во многих местах называют «дедушкой-соседушкой», подчеркивая моё положение в доме и возраст. Переходя на новое место жительства, русские всегда звали меня с собой: «Дедушка-соседушка, пойдем с нами жить».

Ученик из группы :«Мозговой центр» (дополнительная информация)

В Шатровском, Белозерском районах домовой имеет имя – Буканушка.

Его до сих пор подкармливают хлебными крошками и молочком, ставя всё это в подполье, чтобы охранял семью и помогал каждому из данного дома. А любовь или нелюбовь Буканушка не таит, Если полюбит, будет заплетать красивыми косичками волосы человека или гриву коня. Если кто попадет в немилость, жди беды. Скажем, не по душе домовому кошка. Значит, не жить ей долго. Домовой так ударит кошку, что она упадет со стула и погибнет.

Не любит, по поверьям, домовой, чтобы в доме были шум, ругань, склоки. У него есть свои художественные вкусы: ему нравится один цвет и не нравится другой. Не жить серым животным на подворье, если домовой не признает серое. Зато готов охранять того, у кого его любимый цвет волос и шерсти.

Домовой наделяется способностью угадывать будущее. Ночью навалится на человека и давай душить его. Человек должен спросить: «К добру или худу?» Будто бы о беде домовой скажет выдохом: «Ху-у». А если впереди добро, то промолчит. В обоих случаях перестанет душить.

Считается, что у домового есть своя внешность, В разных местах называют разный облик этого мифологического персонажа. Одни говорят, что он похож на хозяина, другие – на старичка, третьи – на кошку. Четвертые утверждают, что его вообще нельзя видеть. Местом обитания домового зауральцы чаще называют подполье, чердак, у печки, под батареей.

Учитель. Кто живёт в чистой воде?

Ученица входит в костюме  русалки.(выступление)

Я живу в чистой воде. Люди называют меня русалкой. Я красивая молодая девушка с длинными волосами. Сижу себе на мосточках, булькаю хвостом по воде, расчесываю волосы и зову к себе человека. Если не устоишь перед красотой, то утащу в воду и утоплю.

Учитель. Кто считался хозяином леса?

Ученик входит в костюме  лешего. (выступление)

Ученик. Хозяином леса считаюсь я. Мне приписывают стремление завести человека, чтобы не нашёл дороги назад. Люблю я озорничать. Могу крикнуть, как филин, но так громко, что «вышибит человека из  ума», испугает. Позволяю я себе дикий хохот, пробирающий морозом человека. Я такой забавник. Не убиваю, а завожу в гущу леса.

4.    Пятая группа инсценирует обряд «Выбор невесты».

Учитель.

В устной поэзии Зауральцев сохранились имена добрых мифологических существ. Одно из них – Лада. Красиво звучит. Лада упоминается в игровых песнях, заклинавших любовь и брак. Уже забыто, что означает слово «Лада», но из песни оно не выброшено. По всему краю широко известна песня про Яшеньку.

Инсценирование обряда «Выбор невесты»

Ученики берутся за руки, образуя хоровод, и поют песню про Яшеньку:

Сидел наш Яшенька на золотом стуле,

Ладу, ладу, ладу, на золотом стуле.

На золотом стуле в ореховом кусте,

Ладу, ладу, ладу, в ореховом кусте.

Щёлкает Яшенька золоты орешки,

Ладу, ладу, ладу золоты орешки.

Золоты орешки девушкам дарены

Ладу, ладу, ладу, девушкам дарены,

Девушкам дарены, бабам посулены

Ладу, ладу, ладу, бабам посулены.

Ты вставай-ка, Яшенька, на резвые ножки,

Ладу, ладу, ладу, на резвые ножки.

Яшенька (ученик) идёт вдоль по хороводу, выбирает невесту и целует её.

Ученик (сообщение).

Упоминание Лады вполне логично: выбирал невесту, призывай покровительницу семьи – Ладу. Лада считалась ещё Богиней любви и красоты. Князь Владимир до своего крещения позволял себе влюбляться и собирать красавиц, поклоняясь красоте. Он очень чтил Ладу, которая, по верованиям, охраняла любовь и красоту. Князь воздвигнул ей великолепный храм на Горе – месте, где стоял старый Киев. Лада изображалась в виде молодой прекрасной женщины в розовом венке на золотых волосах. Мастера одели её в русские одежду, опоясали золотым поясом, убрали жемчугом. Богиня за руку держала младенца – бога любви Лелю.

Песенное «лё-ли, лё-ли» – это изменение имени Лели – дочери Лады, богини Любви. От имени Лели образовано мужское имя Лель. Он считается юным богом любви. Свойства его удивительны: он метал из рук искры, зажигавшие любовь.

6.         Шестая группа -  «Художники» (представление иллюстраций к тексту о празднике, посвящённом  Купале – богу лета, и рассказ о нём, используя рисунки.)

Сейчас в Зауралье отмечается праздник, посвящённый Купале – богу лета, полевых плодов, летних цветов. Имя бога происходит от слова «купа» - куст. Приходит праздник на 24 июня по старому стилю – 7 июля. В этот день заготавливают лечебные травы. Примета праздника – купание и обливание водой. Считалось, что это даёт человеку здоровье, а полям и лугам – дождь. Купание считалось таким обязательным, что, например, в Половинском районе везли к озеру даже старух и стариков.

Вечером Зауральцы прыгали через костры. С именем Купалы (Купала) связана бытующая и в Зауралье быличка о магической силе цветка папоротника. Повсеместно расскажут, будто в ночь под Ивана Купалу (Ивана Купальника) цветёт это растение. Если сорвать цветок, то он укажет место, где находится клад. Но вот беда: никто из зауральцев не сорвал этот могущественный цветок. Будто охраняют цветок нечистые силы. Они стараются заслонить его от людей, сокрыть. Но даже если доведётся увидеть это диво, то поднимется вся нечисть, чтобы сбить счастливчика с дороги. Она будет чёрт знает, что выделывать, лишь бы испугался человек и не дотянулся до цветка.

7. Седьмая группа: «Мозговой центр» объясняет выражение «Чур меня» и рассказывает о злом духе – чёрте.

1 ученик.

В выражении «Чур меня» отразилась вера в Чура – бога границ. В древности считалось, что границы охранялись Чуром. Земля определённых родов считалась неприкосновенной, так как в ней покоились предки. А предки должны быть только со своими и не переходить под владычество чужих родов и племён. Чур стоял на страже мира. Это своеобразный часовой, оберегающий покой мёртвых и живых, а также незыблемость их связи.

Чур призывается в детских играх и детском быту. Когда хотят что-то поделить по справедливости, говорят: «Чур, пополам», «Чур моё», Чур вместе».

2 ученик.

Из глубины веков в славянскую мифологию пришёл злой дух – чёрт. Главная особенность чертей – способность к оборотничеству. В Зауралье рассказывают, что в бане черти прикидываются весёлыми парнями с гармошкой, чем привлекают девушек и убивают их. Спасается только та, которая нечаянно увидит копыта у них и убежит из поганого места. Опасность чертей состоит в том, что они прикидываются: ягнёнком, козлёнком. В Белозерском, Юргамышском районах рассказывают такую мифологическую историю: «Идёт мужик ночью, видит: ягнёночек на дороге. Он его взял, положил на плечи и дальше пошёл. Вдруг как будто наткнулся мужик на что-то. Его даже качнуло. Глядит, а ноги ягнёнка воткнуты в землю. Выросли. Мужик испугался, перекрестился, сказав: «Господи Иисусе, сыне божий, помилуй мя грешного». Ягнёнок ноги подобрал, захохотал, сказав: «А-а, догадался».

Боится чёрт креста, имени божьего и молитвы. Силу свою пробует на беззащитных и беспутных, а в основном, пьяницах. Пьяного, черти заводят в болото, также пляшут, скачут на лежачем пьянчужке. Любимые занятия: игра в карты, курение, игра на гармошке, бросание песка человеку в глаза.          

7.    Заключение.

Учитель.

Итак, язычество в Зауралье многообразно. Мы с вами – тоже язычники в небольшой мере. Кто-то боится возвращаться, забыв нужную вещь. Кто-то под пятку кладет пятак, идя на экзамены. Кто-то никогда заранее не скажет, что экзамен сдаст на пять. И все боимся покойников. А почему их надо бояться? Ведь не вернутся, не схватят, а боязно. Это в нас древность сидит. Некогда верили люди в то, что мертвые имеют влияние и даже власть над  живыми, что способны они возвращаться на землю. По поверьям получается, будто рост трав и злаков зависит от того, обмоются ли косточки родителей (покойников) дождем. То есть не от влаги начинается буйный рост, а от того, что мертвые, обмывшись, освежившись дождевой водой, вдохнут силы в растительность. Вот такой сложный механизм жизни растений соорудил древний человек. Дожило поверье до конца двадцатого века. Но современный человек – это человек науки, он должен верить только в свои силы.

Рефлексия. Учитель.

- Что вам дал сегодняшний урок?

- Чем вы обогатили себя, какие навыки приобрели?

- Чьи работы больше всего понравились?

Озвучивание оценочных листов. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Записать рассказы бабушек и дедушек о домовом, лешем, ведьме, русалке для создания классного литературного журнала . В чем притягательная сила этих рассказов? 



Литература.

1. Аристархова Л.Х. Педагогическая слава Зауралья. ИПКиПРО Курганской области. Курган. 2006.

2. Бирюкова Т.С. Изучение курса «Фольклорное и литературное Зауралье» в школе. Из опыта работы.Курган. 2008.

3. Бруднова А. Учебно-исследовательская работа школьников .// Воспитание школьников, 1996, № 3. .

4.  Воробьева В.С.. Положение об исследовательской работе учащихся. // Классный руководитель, 1998, № 1.

5.  Зайцева Л.Ю.. Средневековье в Зауралье. Курган. 2002.

6.  Мозин М.М.. Зауральские были. -Курган. 1999.

7. Плющеев В. Занимательное Зауралье. Книга первая. Тайны подземелья. Курган.1996.

8. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

9.  Федорова В.П. Фольклор и литература Зауралья. Курган. 2000.

10.  Худяков А. Замшелые легенды. Курган. 2006.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий