понедельник, 18 августа 2014 г.

ИСПОВЕДАЛЬНАЯ ЛИРИКА АЛЕКСЕЯ ПЛЯХИНА

Автор: Гомзякова С.С., МБОУ СОШ №10

ИСПОВЕДАЛЬНАЯ ЛИРИКА АЛЕКСЕЯ ПЛЯХИНА.
Использование мультимедийных технологий с элементами научно- исследовательской работы на уроке литературного краеведения.

Цель: доказать, что исповедальный мотив в творчестве Алексея Пляхина является постоянным, развивающимся.
Задачи:
1. Обозначить тенденции и особенности в развитии исповедального мотива в творчестве Алексея Пляхина, рассмотрев биографические события и изменения во внутреннем мире поэта.
2. Произвести анализ стихотворений Пляхина, найти в них черты исповедальности.
3. Развивать речь, память, мышление детей.
4. Выявить исповедальные особенности лирики Пляхина, используя научно- исследовательские методы: наблюдение, анализ, синтез.


Ход урока
1.Вступительное слово учителя (смотреть 1 слайд презентации)
Эти строки принадлежат зауральскому поэту, курганцу- Алексею Михайловичу Пляхину. В его стихах чётко проступает судьба защитника Отечества, биография гражданина и человека.

2. Итак, тема урока «Исповедальная лирика Алексея Пляхина».
Цель: Выявить исповедальные особенности лирики поэта, используя исследовательские методы.
   Выдвижение гипотезы.  2,3 слайды
 Результаты исследования записать в тетрадь.

3. Проблемная беседа и значение слова « исповедь».
- Что такое исповедь? (Ответы детей)
Итак, (4 слайд ) исповедь- это откровенное признание, сообщение своих мыслей, взглядов.
 Один из сборников Алексея Пляхина, а также первое стихотворение в нём называется «Исповедь».
1 ученик
Чтение наизусть «Исповедь».
Послушайте стихотворение, ответьте на вопрос: Кому исповедуется поэт?      (5слайд)
– Приведите примеры текста.
– В чём смысл заглавия?
- Каким показан лирический герой?
– В чём его откровенность?
– Что беспокоит лирического героя?
– Что объединяет лирического героя и автора?
 – Что ещё? Докажите.
Давайте убедимся в автобиографичности этого стихотворения, познакомившись с фрагментами биографии поэта и его творчества.
4.Проверка домашнего задания
Домашним заданием для группы ребят было составление презентации.
 При просмотре обратить внимание на особенности лирики поэта.
(Просмотр детской  презентации 7-11слайды)
Итак, первым результатом исследования исповедальной лирики является:
- автобиографичность
- единство поэта и лирического героя
-обращение к читателю
 - осмысление прожитого
Результаты запишем в тетрадь.

Родина, дом, труд, люди Зауралья – вот основа исповедальной лирики А.Пляхина. 
Чтение наизусть стихотворения «Широко родимое приволье…»   слайды 12-24
Послушайте стихотворение, ответьте на вопрос:
- Какое слово является ключевым?
– Какую родственную связь можно обнаружить?
Ответы ребят.
 4. Работа в группах.
1группа. Задание: исследовать композиционную структуру стихотворения.
2группа. Задание: определить звукопись стиха.
3группа.  Задание: найти средства выразительности.
4группа.  Задание: определить особенности лирики поэта.

Время работы-3минуты.
Выступления детей.
Особенности исповедальной лирики в этом стихотворении?
- взаимосвязь природы и человека
- патриотичность (запишем в тетрадь)
Посмотрим ещё один фрагмент биографии поэта и особенности его лирики.
 Задание: записать главное.
 Просмотр презентации. 25-35 слайды
 Итак, что запишем?
– гражданственность
- очерковая достоверность
Послушаем 4 группу.  Им нужно было проанализировать статью Ивана Ягана  (А.Пляхин на войне и дома. К 85- летию со дня рождения), выписать тезисы.
 Ответы детей.
   –Какую особенность отметим?
- искренность
Проверим, что записали?
 Обобщение учителя:
 В стихах Алексея Михайловича соединились высокая гражданственность и лирическая задушевность, ирония, и юмор.

5. Чтение наизусть «Ветераны».  36-45 слайды
– Внимательно послушайте стихотворение.
Цель: исследовать исповедальный характер стихотворения (вопросы в презентации слайды 46-51).
5. Какой особой интонацией проникнуто это стихотворение?
6. Что такое ирония?
7. Какие строчки выбиваются из общей колеи?
8. В чём философский смысл стихотворения?
К какому результату мы пришли? Какие  исповедальные особенности можно выделить?
- ироничность
- философская направленность, осмысление жизни

6.  Проблемный вопрос. Сопоставление.
– Ребята, каких поэтов можно назвать, чья лирика считается исповедальной? (Ахматова, Некрасов, Лермонтов, зауральский поэт Куликов)

7.                  Проверка индивидуального домашнего задания.
Чтение наизусть «Медок».  53-55 слайды
– Какой особой интонацией проникнуто стихотворение?
Анализ стихотворения.
Итак, главная особенность – юмористическая направленность стихотворения.
8. Рефлексия.
Что ж факт есть факт.
Ну, а насчёт итога ―
Ты сам его и лучше подвёдёшь,
Коль будет надо - дела тут немного.
Что ж, подвёдём итоги исследования
(вернуться к гипотезе слайд 57).
Особенности исповедальной лирики А.Пляхина:  (зачитывает ученик)
 Проверим записанное (на слайде)
Обобщающее слово учителя:
У поэта осмысление жизни сочетается с лёгкой иронией и небывалым чувством патриотизма, задушевным лиризмом и необычайной глубиной мысли.
Вот оно философское осмысление жизни:  чтение наизусть
 « Осень». 59-63слайды


Приложение.
Особенности исповедальной лирики А.М.Пляхина
1.                   
2.                   
3.                   
4.                   
5.                   
6.                   
7.                   
8.                   
10.


Сегодня мы, участники войны,
Везде и всюду, как на пьедестале,
Таким вниманьем окружены,
Что от него мы чувствуем,- устали.
Ну, что же –терпим, ибо в этот час
Мы видим, осуждать за то не смея,
Что юные рассматривают нас,
Как чудо из запасников музея.
И норовят потрогать ордена,
Слова прочесть на каждой из медалей .
Что ж , мы для них – реальная «война»,
Которой молодые не видали.
Мы по России-матушке по всей,
Как снег, белеем и ,как он же, таем.
Им завтра будут книжка да музей
Рассказывать о были грозных дней,
Которую мы лучше книжек знаем.
Да, так велик он, памяти запас,
Что весь в строку вовек не воплотится.
Поэтому – рассматривайте нас.
И слушайте. Вам это пригодится!


Широко родимое приволье  в белоногой россыпи берёз,
Где до неба шёлковое поле половодьем хлебным разлилось.
Это-та земля, та самая,
Где родился я и рос,
Где назвал я маму мамою,
Чтоб любить её до слёз.
Если тут один лишь день я не был, то, к себе неистово маня,
Каждый кустик, даже каждый стебель упрекают, кажется, меня.
Это-та земля, та самая,
Что навеки дорога,
За которую упрямо я
Шёл на лютого врага.
Здесь живут душевно и богато, весела и песня тут, и речь,
Здесь умеют преданно и свято всё, что сердцу дорого, беречь.
Это - та земля, где кружится
Хоровод лесов и нив,
Где, сдружившись не раздружатся,
Не разлюбят, полюбив.
Здесь, трудясь, живут не для забавы и цехов и строек мастера,
Хлеборобы небывалой славы, небывалой славы доктора.
Это- та земля, та именно,
Где живу я и горжусь,
Что ношу в душе три имени:
Мама, Родина и Русь!

1группа:
 Исследовать композиционную структуру стихотворения
- прочитайте стихотворение
- найдите ключевые слова каждой строфы
- разделите стихотворение на части, озаглавьте каждую из частей
- сформулируйте тему и идею стихотворения

2 группа: Определить звукопись стихотворения

3 группа: Найти средства выразительности, назвать их. Чему они способствуют?

4группа: Определить особенности стихотворения, прокомментировать созданную презентацию, зачитать основные положения статьи Ивана Ягана

Медок
Я иду. Погожий день.
Справа старенький плетень.
Вдруг - ведро из-за плетня
И - до ниточки меня.
Я не крикнул:»Караул!»
Я плетень перешагнул…
Наземь падает платок,
На губах моих – медок…
Эх, покуда молодой,
Обливай меня водой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий