Автор: Гомзякова С.С., МБОУ СОШ №10
ИСПОВЕДАЛЬНАЯ ЛИРИКА АЛЕКСЕЯ ПЛЯХИНА.
Использование
мультимедийных технологий с элементами научно- исследовательской работы на
уроке литературного краеведения.
Цель:
доказать, что исповедальный мотив в творчестве Алексея Пляхина является
постоянным, развивающимся.
Задачи:
1. Обозначить
тенденции и особенности в развитии исповедального мотива в творчестве Алексея
Пляхина, рассмотрев биографические события и изменения во внутреннем мире
поэта.
2. Произвести
анализ стихотворений Пляхина, найти в них черты исповедальности.
3. Развивать
речь, память, мышление детей.
4. Выявить
исповедальные особенности лирики Пляхина, используя научно- исследовательские
методы: наблюдение, анализ, синтез.
Ход урока
1.Вступительное
слово учителя (смотреть 1 слайд презентации)
Эти строки
принадлежат зауральскому поэту, курганцу- Алексею Михайловичу Пляхину. В его
стихах чётко проступает судьба защитника Отечества, биография гражданина и
человека.
2. Итак,
тема урока «Исповедальная лирика Алексея Пляхина».
Цель:
Выявить исповедальные особенности лирики поэта, используя исследовательские
методы.
Выдвижение гипотезы.
2,3 слайды
Результаты исследования записать в тетрадь.
3.
Проблемная беседа и значение слова « исповедь».
- Что такое
исповедь? (Ответы детей)
Итак, (4
слайд ) исповедь- это откровенное признание, сообщение своих мыслей, взглядов.
Один из сборников Алексея Пляхина, а также
первое стихотворение в нём называется «Исповедь».
1 ученик
Чтение
наизусть «Исповедь».
Послушайте
стихотворение, ответьте на вопрос: Кому исповедуется поэт? (5слайд)
– Приведите
примеры текста.
– В чём смысл
заглавия?
- Каким
показан лирический герой?
– В чём его
откровенность?
– Что
беспокоит лирического героя?
– Что
объединяет лирического героя и автора?
– Что ещё? Докажите.
Давайте
убедимся в автобиографичности этого стихотворения, познакомившись с фрагментами
биографии поэта и его творчества.
4.Проверка
домашнего задания
Домашним заданием
для группы ребят было составление презентации.
При просмотре обратить внимание на особенности
лирики поэта.
(Просмотр
детской презентации 7-11слайды)
Итак,
первым результатом исследования исповедальной лирики является:
-
автобиографичность
- единство
поэта и лирического героя
-обращение
к читателю
- осмысление прожитого
Результаты
запишем в тетрадь.
Родина, дом, труд,
люди Зауралья – вот основа исповедальной лирики А.Пляхина.
Чтение
наизусть стихотворения «Широко родимое приволье…» слайды 12-24
Послушайте
стихотворение, ответьте на вопрос:
- Какое слово
является ключевым?
– Какую родственную
связь можно обнаружить?
Ответы ребят.
4. Работа в группах.
1группа.
Задание: исследовать композиционную структуру стихотворения.
2группа.
Задание: определить звукопись стиха.
3группа. Задание: найти средства выразительности.
4группа. Задание: определить особенности лирики поэта.
Время
работы-3минуты.
Выступления
детей.
Особенности
исповедальной лирики в этом стихотворении?
- взаимосвязь
природы и человека
- патриотичность
(запишем в тетрадь)
Посмотрим ещё
один фрагмент биографии поэта и особенности его лирики.
Задание: записать главное.
Просмотр презентации. 25-35 слайды
Итак, что запишем?
–
гражданственность
- очерковая
достоверность
Послушаем 4
группу. Им нужно было проанализировать
статью Ивана Ягана (А.Пляхин на войне и
дома. К 85- летию со дня рождения), выписать тезисы.
Ответы детей.
–Какую особенность отметим?
-
искренность
Проверим, что
записали?
Обобщение учителя:
В стихах Алексея Михайловича соединились
высокая гражданственность и лирическая задушевность, ирония, и юмор.
5. Чтение
наизусть «Ветераны». 36-45 слайды
– Внимательно
послушайте стихотворение.
Цель:
исследовать исповедальный характер стихотворения (вопросы в презентации слайды
46-51).
5. Какой
особой интонацией проникнуто это стихотворение?
6. Что такое
ирония?
7. Какие
строчки выбиваются из общей колеи?
8. В чём философский
смысл стихотворения?
К какому
результату мы пришли? Какие исповедальные
особенности можно выделить?
- ироничность
- философская
направленность, осмысление жизни
6. Проблемный вопрос. Сопоставление.
– Ребята,
каких поэтов можно назвать, чья лирика считается исповедальной? (Ахматова,
Некрасов, Лермонтов, зауральский поэт Куликов)
7.
Проверка индивидуального домашнего задания.
Чтение
наизусть «Медок». 53-55 слайды
– Какой
особой интонацией проникнуто стихотворение?
Анализ
стихотворения.
Итак,
главная особенность – юмористическая направленность стихотворения.
8.
Рефлексия.
Что ж факт есть
факт.
Ну, а насчёт
итога ―
Ты сам его и
лучше подвёдёшь,
Коль будет
надо - дела тут немного.
Что ж,
подвёдём итоги исследования
(вернуться
к гипотезе слайд 57).
Особенности
исповедальной лирики А.Пляхина:
(зачитывает ученик)
Проверим записанное (на слайде)
Обобщающее
слово учителя:
У поэта
осмысление жизни сочетается с лёгкой иронией и небывалым чувством патриотизма,
задушевным лиризмом и необычайной глубиной мысли.
Вот
оно философское осмысление жизни: чтение
наизусть
« Осень». 59-63слайды
Приложение.
Особенности
исповедальной лирики А.М.Пляхина
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
10.
Сегодня мы,
участники войны,
Везде и
всюду, как на пьедестале,
Таким
вниманьем окружены,
Что от него
мы чувствуем,- устали.
Ну, что же
–терпим, ибо в этот час
Мы видим,
осуждать за то не смея,
Что юные
рассматривают нас,
Как чудо из
запасников музея.
И норовят
потрогать ордена,
Слова
прочесть на каждой из медалей .
Что ж , мы
для них – реальная «война»,
Которой
молодые не видали.
Мы по
России-матушке по всей,
Как снег,
белеем и ,как он же, таем.
Им завтра
будут книжка да музей
Рассказывать
о были грозных дней,
Которую мы
лучше книжек знаем.
Да, так велик
он, памяти запас,
Что весь в
строку вовек не воплотится.
Поэтому –
рассматривайте нас.
И слушайте.
Вам это пригодится!
Широко
родимое приволье в белоногой россыпи
берёз,
Где до неба
шёлковое поле половодьем хлебным разлилось.
Это-та земля,
та самая,
Где родился я
и рос,
Где назвал я
маму мамою,
Чтоб любить
её до слёз.
Если тут один
лишь день я не был, то, к себе неистово маня,
Каждый
кустик, даже каждый стебель упрекают, кажется, меня.
Это-та земля,
та самая,
Что навеки
дорога,
За которую
упрямо я
Шёл на лютого
врага.
Здесь живут
душевно и богато, весела и песня тут, и речь,
Здесь умеют
преданно и свято всё, что сердцу дорого, беречь.
Это - та
земля, где кружится
Хоровод лесов
и нив,
Где,
сдружившись не раздружатся,
Не разлюбят,
полюбив.
Здесь,
трудясь, живут не для забавы и цехов и строек мастера,
Хлеборобы
небывалой славы, небывалой славы доктора.
Это- та
земля, та именно,
Где живу я и
горжусь,
Что ношу в
душе три имени:
Мама, Родина
и Русь!
1группа:
Исследовать композиционную структуру
стихотворения
- прочитайте
стихотворение
- найдите
ключевые слова каждой строфы
- разделите
стихотворение на части, озаглавьте каждую из частей
-
сформулируйте тему и идею стихотворения
2 группа: Определить звукопись
стихотворения
3 группа: Найти средства выразительности,
назвать их. Чему они способствуют?
4группа: Определить особенности стихотворения,
прокомментировать созданную презентацию, зачитать основные положения статьи
Ивана Ягана
Медок
Я иду.
Погожий день.
Справа
старенький плетень.
Вдруг - ведро
из-за плетня
И - до
ниточки меня.
Я не
крикнул:»Караул!»
Я плетень
перешагнул…
Наземь падает
платок,
На губах моих
– медок…
Эх, покуда
молодой,
Обливай меня
водой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий