Тема: ОБРАЗ МАТЕРИ (И ШИРЕ – МАТЕРИ И
ДИТЯ) В РАССКАЗАХ В.Ф.ПОТАНИНА «АРА» И «ИГРЫ СТАРИКОВ».
Автор-составитель:
Бушуева Ольга Викторовна,
учитель
русского языка и литературы
МБОУ "СОШ №40"
Цель:
в контексте темы «Отцы и дети в творчестве В.Ф.Потанина» рассмотреть и
осмыслить отношение матерей к своим детям, отношение автора к современным
проблемам.
Задачи:
выявить, как наше современное общество влияет на жизнь людей, на
матерей, которые забывают о своем истинном предназначении – рождении и
воспитании детей; проанализировать «любовь» матерей, которые променяли
своих детей на бутылку («Ара», «Игры стариков»); приобщить к нравственным
ценностям и традициям зауральского писателя В.Ф.Потанина.
И.С.Куликов. Портрет матери
I.
Организационный
момент.
Сообщение
целей и задач урока.
II.
Работа
по теме урока.
1)
Немного о биографии. Слово учителя.
Виктор
Федорович Потанин родился 14 августа 1937 года в зауральском селе Утятском. Его
предки были старообрядцами, пришедшими в Сибирь в поисках свободной земли и
духовной свободы. Свою новую родину они построили в селе Каргаполье, ныне
районный центр Курганской области. Жизнь старообрядцев была исполнена строгих
правил и самодостаточности. Незыблемый абсолют веры, создавая духовный
облик человека, пропитывал и его бытовые отношения, создавая прочные
нравственные устои. На них держалась крепость семьи и авторитет
старших, личная порядочность и трудолюбие. После смерти деда главой
и духовным центром семьи станет бабушка, Екатерина Егоровна.
Именно она, спасая семью от голода и репрессий, в
начале тридцатых переедет в Утятское, где ее дочь Анна обретет свою
судьбу – встретит единственную любовь, родит сына и всю жизнь проработает в
сельской школе. Вскоре семью постигнет общая для страны беда – отец, сельский
учитель Федор Степанович Потанин, уйдет в армию и погибнет в том
проклятом сорок первом году. От него сыну останется только мучительная боль
детской памяти, преследующая всю жизнь. И все голодные и холодные военные годы
опорой, защитой и надеждой для маленького Вити было женское лицо. Мамы и
Бабушки. Война выбрала и выбила из села мужчин, и русские женщины, на плечи
которых ляжет все тягло лихолетья, вынесут на себе надрывный труд,
переживут сухие слезы похоронок и поднимут на ноги детей. Поэтому образ женщины с раннего детства станет для него нравственным
мерилом, основным ценностным критерием.
Мама станет для него и первым
учителем. Уроки русского языка и литературы Анны
Тимофеевны откроют ему другой мир – мир Книги. Мир загадочный и прекрасный, где
всегда побеждает добро, где исполняются все желания, где в человеческих сердцах
царит радость и счастье. После окончания школы Виктор Потанин видел себя только
учителем русской словесности. А когда окончил Курганский пединститут, решил:
писать и только писать.
2) Образ Матери в произведениях
В.Ф.Потанина. Истоки образа.
Истоки образа (выступление ученика).
Образ
матери в системе «миф-фольклор-литература» не является статичным, он развивался
во времени: Мать-Земля, Мать-родительница, Богоматерь. Матерью всего живого в
славянской мифологии издревле считалась земля. Верили, что Земля сотворена, как
человек, что она испытывает те же чувства, что и человек: боль и холод. Землю
почитали матерью и кормилицей всего живого, необыкновенно доброй и милостивой к
своим детям. Если не чтить Землю, она не дает хлеба. Она же является
хранительницей нравственного закона жизни. К ней, как к матери, приходил
человек в тяжелую минуту, чтобы на ее груди найти утешение, раскаяться в
грехах. Между миром и человеком существовала та же неразрывная связь, что и
между организмом матери и сына. Народ, поклонявшийся жизненной силе плодородия,
боготворил в женщине высший идеал закона оплодотворения: «Женщина дает жизнь
новому существу в полном сознании ее высокого призвания».
С
наступлением эпохи православия образы Матери-Земли и Матери-Родительницы в
сознании людей сливаются и находят воплощение в образе Богородицы. Народ чтит в ней небесную красоту материнства
не только Матери Божьей, но и материнства по любви, по усыновлению ею мира.
Учитель:
ребята, скажите, с чем в древности
ассоциировалась мать? Почему? Что боготворил народ в женщине? Почему?
Учитель:
обычно Потанин создавал в качестве идеала образ женщины-Матери. В прозе
писателя эта тема – сквозная. Часто мать является одним из главных действующих
лиц. В других произведениях мать – образ эпизодический. В третьих автор вводит
небольшой рассказ о матери какого-либо героя или лаконично обрисовывает образ,
оставляя, однако, его «за кадром». Сюжеты большинства произведений связаны с
внутрисемейными отношениями матери и дочери, матери и сына. Писатель показывает
и радости материнства, и трагедию несостоявшейся матери.
- Как вы думаете, можно ли слово Мать написать с заглавной буквы?
Почему?
- Почему женщина, прежде всего,
должна быть Матерью? Или не должна?
- Что для вас значит МАМА?
Учитель:
В.Ф.Потанин пишет о людских судьбах, о деревне, которую хорошо знает, о ее
жизни. К образу Матери автор относится свято; свою мать, заслуженную
учительницу школы Анну Тимофеевну,
писатель боготворил. В рассказах говорит о том, что мир очерствел, стал
жестоким, потерял уважение к самому родному человеку на Земле – Матери. Сегодня
на уроке мы поговорим и о матерях, которые не мыслят себя без любви к ребенку,
и о тех, кто променял свою кровинушку на бутылку.
На
рубеже 80 – 90-ых годов писатель сделал печальный вывод: над человеком нависла
угроза духовного самоуничтожения. Внешние перемены запустили в действие
механизм, разрушающий ценностный мир, систему бытия человека. Потанин увидел
страшное – подмену понятий, в человеческом сознании «духовная ржавчина» стала
замещать те ценности, которые отстаивал и утверждал писатель.
3)
Анализ рассказов «Ара», «Ястреб», «Игры
стариков».
·
Образ рассказчика в произведениях.
-
где происходит действие всех рассказов?
русская
деревня – неизменное место действия всех рассказов Потанина
«Игры
стариков».
- о чем размышляет рассказчик?
- как ему живется? Чем он
занимается?
«Ара».
- о чем переживает рассказчик?
- каково его отношение к
деревенской жизни? (цитата)
- почему автор выбирает кольцевую
композицию?
Выводы:
- что вы скажете о внутреннем мире рассказчика?
это
ранимый человек, который постоянно анализирует события и поступки людей. Его внутренние
противоречия являются реакцией на внешние события. Он страдает от
несовершенства мира, страдает за других
людей.
-
как вы думаете, какую душу имеет человек,
способный страдать за другого?
живую душу
Анализ образа Матери в рассказах.
«Игры
стариков».
Учитель:
- один их эпизодов рассказа – это история 7-летнего мальчика Кольки.
-
найдите его описание. О чем говорит деталь: рваный черненький свитерок до колен
(обноски) и слово «плечики» (а не плечи)?
-
рассказчик предположил, что нет под свитером ничего. Он прав?
«И
вот уж от свитера одни клочья, ремки. Они упали к ногам.
Теперь
Колька совсем голенький – в чем мать родила»
-
чем он занимается?
собирает
по деревне куски хлеба
-
каково отношение рассказчика к ребенку? (зачитать цитату)
-
почему при виде Кольки рассказчику «всегда тяжело», и он «чувствует себя
виноватым»?
-
кто является другом мальчику?
-
что узнаем о матери? (чтение диалога)
мать
«в вине утонула»
-
к чему она готовит ребенка? Почему?
Готовит
к тюремной жизни: «А там кормят и одевают».
Поэтому
Колька собирается стать вором.
-
кого приносит с собой Колька и зачем? (чтение описание голубя-сизаря)
связанного
голубенка Колька хочет выменять на хлеб
-
в этот момент рассказчик еще больше вглядывается в Кольку. Каким он увидел
ребенка? Объясните эпитеты «испуганный», «изможденный» и сравнение с гномиком.
-
перескажите, почему у Кольки случилась истерика.
-
что происходит в припадке истерики? (чтение эпизода убийства сизаря)
в
припадке истерики топчет невинную птицу ногами
-
почему мальчик так поступил?
«Меня
мамка бьет и сбывает. Ты помоги ей – убей…»
-
какие перемены происходят в мальчике, когда он убил сизаря?
Сам
мальчик, растоптавший голубенка, не в силах нести
в
одиночку груз своей неполноценности, безысходности
судьбы,
поэтому и кричит: «Убей меня дядя Коля!»
-
почему Колька кинулся на грудь рассказчику? Чего ему не хватает?
Ласки
мамы, объятий мамы, разговоров с мамой, в конце
концов,
материнской любви и защиты от жестокости жизни
-
выполняет она свое предназначение – рождение и воспитание ребенка? Можно ли
назвать ее Матерью?
-
СИМВОЛИКА. Символом чего в фольклоре является голубь?
символ
счастья
Учитель:
- в рассказе фольклорная символика отчасти сохраняется: голубок является
символом счастья. Но счастья какого?
Символом
счастья загубленного, раздавленного
жестокими
обстоятельствами жизни
-
как заканчивается рассказ о судьбе Кольки?
эпизод
о судьбе Кольки прерывается, концовка нулевая
«Ара».
Учитель:
- в основе сюжета – рассказ о ребятишках, которые не нужны матери.
-
в чем смысл названия рассказа?
это
имя собачки, которая всегда предваряла появление в
рассказе ребятишек. Эта кличка собаки стала для семейной
пары олицетворением боли за ребятишек, которых бросила мать и которых незаслуженно обвинили в поджоге
-
найдите описание девочки и собачонки. Назовите выразительные средства, которые
использует автор. Объясните их.
-
что мы узнаем о брате девочки? (цитаты по тексту)
«…он
психический», «А игрушки он любит», конфеты «дурак, выбросил»
-
как вы думаете, почему он такой?
-
как живут дети? Чем питаются, кто их воспитывает?
-
а почему бабушка? Что случилось с отцом и матерью?
«И
папка у меня был настоящий… Но он запился, сгорел. От водки, конечно»
«А
мамка ее в бегах. …в Кургане с Сашкой-цыганом и оба торгуют наркотой»
-
перескажите, что произошло с ребятишками.
-
какую проблему поднимает автор в этом рассказе?
с
болью говорит о детях, голодных, брошенных матерями ради денег,
бутылки
или другого мужчины, о детях, которые фактически лишены
детства,
о детях которые родились недоразвитыми из-за пьянства родителей
III.
Выводы.
Рефлексия.
-
какое впечатление произвели на вас эти рассказы? Почему?
-
ребята, скажите, что же происходит с матерями в рассказах В.Ф.Потанина?
-
как вы думаете, почему автор затрагивает проблему материнства, точнее,
псевдоматеринства?
-
какой же должна быть, по-вашему, МАМА?
Учитель:
- В.Ф.Потанина не оставляет вера в человека. Это единственное, чем он держится
как личность, как писатель. Причем его вера изначальна – ее не поколебать ни
обстоятельствами, ни проповедями. Человека он принимает в его современном
обличии. Но самое главное – сохранить в себе Человека, чувствующего и
страдающего. А женщине быть, в первую очередь, матерью для своего ребенка,
любящей, терпеливой, отзывчивой, понимающей, готовой защитить свое дитя от зла.
IV.
Домашнее
задание.
Напишите
сочинение на тему: «Моя мама. За что я ее люблю».
Комментариев нет:
Отправить комментарий