понедельник, 18 августа 2014 г.

УРОК ПО РАССКАЗАМ В.Ф.ПОТАНИНА «АРА» И «ИГРЫ СТАРИКОВ»



Тема: ОБРАЗ МАТЕРИ (И ШИРЕ – МАТЕРИ И ДИТЯ) В РАССКАЗАХ В.Ф.ПОТАНИНА «АРА» И «ИГРЫ СТАРИКОВ».

Автор-составитель: Бушуева Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ №40"


Цель: в контексте темы «Отцы и дети в творчестве В.Ф.Потанина» рассмотреть и осмыслить отношение матерей к своим детям, отношение автора к современным проблемам.

Задачи: выявить, как наше современное общество влияет на жизнь людей, на матерей, которые забывают о своем истинном предназначении – рождении и воспитании детей; проанализировать «любовь» матерей, которые променяли своих детей на бутылку («Ара», «Игры стариков»); приобщить к нравственным ценностям и традициям зауральского писателя В.Ф.Потанина.




И.С.Куликов. Портрет матери
I.                   Организационный момент.

Сообщение целей и задач урока.




II.                Работа по теме урока.

1)                  Немного о биографии. Слово учителя.

Виктор Федорович Потанин родился 14 августа 1937 года в зауральском селе Утятском. Его предки были старообрядцами, пришедшими в Сибирь в поисках свободной земли и духовной свободы. Свою новую родину они построили в селе Каргаполье, ныне районный центр Курганской области. Жизнь старообрядцев была исполнена строгих правил  и самодостаточности. Незыблемый абсолют веры, создавая духовный облик человека, пропитывал и его бытовые отношения, создавая прочные нравственные устои. На них держалась  крепость семьи и авторитет старших,  личная порядочность и трудолюбие.  После смерти деда главой и духовным центром семьи станет бабушка, Екатерина Егоровна. Именно она, спасая семью от голода и репрессий, в начале тридцатых  переедет в Утятское, где ее дочь Анна обретет свою судьбу – встретит единственную любовь, родит сына и всю жизнь проработает в сельской школе. Вскоре семью постигнет общая для страны беда – отец, сельский учитель Федор Степанович Потанин,  уйдет в армию и погибнет в том проклятом сорок первом году. От него сыну останется только мучительная боль детской памяти, преследующая всю жизнь. И все голодные и холодные военные годы опорой, защитой и надеждой  для маленького Вити было женское лицо. Мамы и Бабушки. Война выбрала и выбила из села мужчин, и русские женщины, на плечи которых ляжет все тягло лихолетья, вынесут на себе  надрывный труд, переживут сухие слезы похоронок и поднимут на ноги детей. Поэтому образ женщины с раннего детства станет для него нравственным мерилом, основным ценностным критерием.

Мама станет для него и первым учителем. Уроки русского языка и литературы Анны Тимофеевны откроют ему другой мир – мир Книги. Мир загадочный и прекрасный, где всегда побеждает добро, где исполняются все желания, где в человеческих сердцах царит радость и счастье. После окончания школы Виктор Потанин видел себя только учителем русской словесности. А когда окончил Курганский пединститут, решил: писать и только писать.



2) Образ Матери в произведениях В.Ф.Потанина. Истоки  образа.

Истоки образа (выступление ученика).

Образ матери в системе «миф-фольклор-литература» не является статичным, он развивался во времени: Мать-Земля, Мать-родительница, Богоматерь. Матерью всего живого в славянской мифологии издревле считалась земля. Верили, что Земля сотворена, как человек, что она испытывает те же чувства, что и человек: боль и холод. Землю почитали матерью и кормилицей всего живого, необыкновенно доброй и милостивой к своим детям. Если не чтить Землю, она не дает хлеба. Она же является хранительницей нравственного закона жизни. К ней, как к матери, приходил человек в тяжелую минуту, чтобы на ее груди найти утешение, раскаяться в грехах. Между миром и человеком существовала та же неразрывная связь, что и между организмом матери и сына. Народ, поклонявшийся жизненной силе плодородия, боготворил в женщине высший идеал закона оплодотворения: «Женщина дает жизнь новому существу в полном сознании ее высокого призвания».

С наступлением эпохи православия образы Матери-Земли и Матери-Родительницы в сознании людей сливаются и находят воплощение в образе Богородицы.  Народ чтит в ней небесную красоту материнства не только Матери Божьей, но и материнства по любви, по усыновлению ею мира.



Учитель: ребята, скажите, с чем в древности ассоциировалась мать? Почему? Что боготворил народ в женщине? Почему?



Учитель: обычно Потанин создавал в качестве идеала образ женщины-Матери. В прозе писателя эта тема – сквозная. Часто мать является одним из главных действующих лиц. В других произведениях мать – образ эпизодический. В третьих автор вводит небольшой рассказ о матери какого-либо героя или лаконично обрисовывает образ, оставляя, однако, его «за кадром». Сюжеты большинства произведений связаны с внутрисемейными отношениями матери и дочери, матери и сына. Писатель показывает и радости материнства, и трагедию несостоявшейся матери.



- Как вы думаете, можно ли слово Мать написать с заглавной буквы? Почему?

- Почему женщина, прежде всего, должна быть Матерью? Или не должна?

- Что для вас значит МАМА?



Учитель: В.Ф.Потанин пишет о людских судьбах, о деревне, которую хорошо знает, о ее жизни. К образу Матери автор относится свято; свою мать, заслуженную учительницу школы Анну Тимофеевну,   писатель боготворил. В рассказах говорит о том, что мир очерствел, стал жестоким, потерял уважение к самому родному человеку на Земле – Матери. Сегодня на уроке мы поговорим и о матерях, которые не мыслят себя без любви к ребенку, и о тех, кто променял свою кровинушку на бутылку.

На рубеже 80 – 90-ых годов писатель сделал печальный вывод: над человеком нависла угроза духовного самоуничтожения. Внешние перемены запустили в действие механизм, разрушающий ценностный мир, систему бытия человека. Потанин увидел страшное – подмену понятий, в человеческом сознании «духовная ржавчина» стала замещать те ценности, которые отстаивал и утверждал писатель.



3)                  Анализ рассказов «Ара», «Ястреб», «Игры стариков».

·                   Образ рассказчика в произведениях.

- где происходит действие всех рассказов?

русская деревня – неизменное место действия всех рассказов Потанина

«Игры стариков».

- о чем размышляет рассказчик?

- как ему живется? Чем он занимается?

«Ара».

- о чем переживает рассказчик?

- каково его отношение к деревенской жизни? (цитата)

- почему автор выбирает кольцевую композицию?

Выводы: - что вы скажете о внутреннем мире  рассказчика?

это ранимый человек, который постоянно анализирует события и поступки людей. Его внутренние противоречия являются реакцией на внешние события. Он страдает от несовершенства мира,  страдает за других людей.

- как вы думаете, какую душу имеет человек, способный страдать за другого?

 живую душу


Анализ образа Матери в рассказах.

«Игры стариков».

Учитель: - один их эпизодов рассказа – это история 7-летнего мальчика Кольки.

- найдите его описание. О чем говорит деталь: рваный черненький свитерок до колен (обноски) и слово «плечики» (а не плечи)?

- рассказчик предположил, что нет под свитером ничего. Он прав?

«И вот уж от свитера одни клочья, ремки. Они упали к ногам.

Теперь Колька совсем голенький – в чем мать родила»

- чем он занимается?

собирает по деревне куски хлеба

- каково отношение рассказчика к ребенку? (зачитать цитату)

- почему при виде Кольки рассказчику «всегда тяжело», и он «чувствует себя виноватым»?

- кто является другом мальчику?

- что узнаем о матери? (чтение диалога)

мать «в вине утонула»

- к чему она готовит ребенка? Почему?

Готовит к тюремной жизни: «А там кормят и одевают».

Поэтому Колька собирается стать вором.

- кого приносит с собой Колька и зачем? (чтение описание голубя-сизаря)

связанного голубенка Колька хочет выменять на хлеб

- в этот момент рассказчик еще больше вглядывается в Кольку. Каким он увидел ребенка? Объясните эпитеты «испуганный», «изможденный» и сравнение с гномиком.

- перескажите, почему у Кольки случилась истерика.

- что происходит в припадке истерики? (чтение эпизода убийства сизаря)

в припадке истерики топчет невинную птицу ногами

- почему мальчик так поступил?

«Меня мамка бьет и сбывает. Ты помоги ей – убей…»

- какие перемены происходят в мальчике, когда он убил сизаря?

Сам мальчик, растоптавший голубенка, не в силах нести

в одиночку груз своей неполноценности, безысходности

судьбы, поэтому и кричит: «Убей меня дядя Коля!»

- почему Колька кинулся на грудь рассказчику? Чего ему не хватает?

Ласки мамы, объятий мамы, разговоров с мамой, в конце

концов, материнской любви и защиты от жестокости жизни

- выполняет она свое предназначение – рождение и воспитание ребенка? Можно ли назвать ее Матерью?

- СИМВОЛИКА. Символом чего в фольклоре является голубь?

символ счастья

Учитель: - в рассказе фольклорная символика отчасти сохраняется: голубок является символом счастья. Но счастья какого?

Символом счастья загубленного, раздавленного

жестокими обстоятельствами жизни

- как заканчивается рассказ о судьбе Кольки?

эпизод о судьбе Кольки прерывается, концовка нулевая



«Ара».

Учитель: - в основе сюжета – рассказ о ребятишках, которые не нужны матери.

- в чем смысл названия рассказа?

это имя собачки, которая всегда предваряла появление в рассказе ребятишек. Эта кличка собаки стала для семейной пары олицетворением боли за ребятишек, которых бросила мать и которых незаслуженно обвинили в поджоге

- найдите описание девочки и собачонки. Назовите выразительные средства, которые использует автор. Объясните их.

- что мы узнаем о брате девочки? (цитаты по тексту)

«…он психический», «А игрушки он любит», конфеты «дурак, выбросил»

- как вы думаете, почему он такой?

- как живут дети? Чем питаются, кто их воспитывает?

- а почему бабушка? Что случилось с отцом и матерью?

«И папка у меня был настоящий… Но он запился, сгорел. От водки, конечно»

«А мамка ее в бегах. …в Кургане с Сашкой-цыганом и оба торгуют наркотой»

- перескажите, что произошло с ребятишками.

- какую проблему поднимает автор в этом рассказе?

с болью говорит о детях, голодных, брошенных матерями ради денег,

бутылки или другого мужчины, о детях, которые фактически лишены

детства, о детях которые родились недоразвитыми из-за пьянства родителей



III.             Выводы. Рефлексия.

- какое впечатление произвели на вас эти рассказы? Почему?

- ребята, скажите, что же происходит с матерями в рассказах В.Ф.Потанина?

- как вы думаете, почему автор затрагивает проблему материнства, точнее, псевдоматеринства?

- какой же должна быть, по-вашему, МАМА?

Учитель: - В.Ф.Потанина не оставляет вера в человека. Это единственное, чем он держится как личность, как писатель. Причем его вера изначальна – ее не поколебать ни обстоятельствами, ни проповедями. Человека он принимает в его современном обличии. Но самое главное – сохранить в себе Человека, чувствующего и страдающего. А женщине быть, в первую очередь, матерью для своего ребенка, любящей, терпеливой, отзывчивой, понимающей, готовой защитить свое дитя от зла.



IV.             Домашнее задание.

Напишите сочинение на тему: «Моя мама. За что я ее люблю».


Комментариев нет:

Отправить комментарий