среда, 20 августа 2014 г.

Урок по творчеству Алексея Захарова


Конкурсный урок – исследование по теме

«Проблема сиротства на страницах рассказа «Колокола небесные» и повести «Ловцы звезд» Алексея Захарова (А.Еремина)
Выполнила:

Давыдова Валентина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №19» города Кургана
Тема урока 
«Проблема сиротства в современной литературе Зауралья»
Цель урока:
- познакомить учащихся с произведениями современного зауральского писателя Алексея Захарова (Алексея Ерёмина) «Колокола небесные» и «Ловцы звезд»;
- раскрыть важность проблемы сиротства в современном мире;
- показать способы воссоздания  художественного пространства и времени, особенности образной системы, роль языка в произведениях писателя, проявление авторской оценки в прозе как средство передачи идейного содержания произведения;
-  воспитывать чувство ответственности за происходящее в мире.
Оборудование урока:
- подборка журналов-альманахов  «Тобол» 2008 - 2009 гг.;
- слайд-фильм «Проблема сиротства в современной литературе Зауралья»;
- раздаточный материал для работы по группам;
- текст повести Алексея Захарова (Алексея Ерёмина) «Колокола небесные»,  «Ловцы звезд».
Тип урока: урок-исследование.



Ход занятия.
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке речь пойдет о самом важном  – о том, как сохранить в себе Человека. Избитость фраз мешает нам осознать востребованность этого свойства. Тем не менее, реальность страшными цифрами убеждает нас в этом. Судите сами: в России 1683 дома престарелых,  2355 сиротских домов. В СМИ отсутствует точная цифра брошенных стариков, но по приблизительным подсчетам их более 10000; детей же, не имеющих родного дома, – 35429! В  Курганской области 24 детских дома, есть и Дома престарелых. Оперируя цифрами, мы пытаемся ответить на вопрос, как такое могло случиться – в цивилизованном обществе есть сироты при живых детях и родителях.
Литература и ранее озвучивала животрепещущие проблемы современности, пытаясь привлечь внимание читателей к важным событиям и явлениям общественной жизни. В руках у меня альманах «Тобол». Именно в этих журналах помещены две повести, написанные нашим современником, писателем Зауралья Алексеем Захаровым.  В них раскрывается тема сиротства в наши дни. На  уроке-исследовании нам предстоит решить следующие  задачи:
- познакомиться с произведениями современного зауральского писателя Алексея Захарова (Алексея Ерёмина) «Колокола небесные» и «Ловцы звезд»;
- раскрыть важность проблемы сиротства в современном мире;
- показать художественные способы воссоздания  художественного пространства и времени, образной системы, языкового оформления, проявления авторской оценки в прозе как средство передачи идейного содержания произведения;
-  воспитывать чувства ответственности за происходящее в мире.
Исходя из целей урока, выдвигаем гипотезу:
если предположить, что автор в выборе актуальной проблемы художественного произведения руководствуется новизной ее и значимостью для  общества, то можно ли утверждать, что  темы произведений определены прежде всего  нравственными позициями писателя…
Методы исследования, которые будут использованы на уроке, высвечиваются на экране.
-                  подбор эпизодов по заданной теме;
-                   анализ художественных текстов;
-                   опрос респондентов;
-                   обобщения;
-                   систематизация;
-                   рефлексия.

II. Исследовательская работа.
Задание №1
На экране вы увидите работу вашего одноклассника, в ней он расскажет о нашем земляке, произведения которого и будут предметом исследования на уроке
 Ваша первая исследовательская задача – найти черты сходства и отличия в выборе темы и поднятых проблемах   произведений А. Захарова.
(Перед учащимися лежат Маршрутные листы, в которых оговорены задания  для каждой группы. В целом последующая работа предполагает анализ текстов  и заполнение таблицы с обобщениями по отдельным разделам).
(Работа со слайд-фильмом. Выступление учащегося).
 Учащиеся комментируют первую исследовательскую задачу.
Молодой автор обращается к теме сиротства, так как именно в XXI веке в погоне за наживой  люди утратили духовные ценности, опустошенность душ вылилась в появление  огромного числа сирот при живых родителях, брошенных стариках. Автор показывает сиротство как со стороны несовершеннолетних, так и с позиций человека, прожившего долгий век. Несмотря на разность в возрасте, брошенные дети и старики вызывают у читателей общее чувство сострадания, желание помочь, вмешаться, исправить ошибки. Но Алексей Захаров не столько писатель, констатирующий постыдный факт появления сиротства в обществе, сколько аналитик, дающий оценку происходящего и ставящий диагноз сиротству как общественному явлению нового времени.

Задание 2.
Выпишите из толкового словаря значения слов, из которых состоят заголовки повестей. Обратите внимание на экспрессию слов, инверсию. Как это связано с замыслом автора?
 Учащиеся:
Автор всматривается не в земное, а в небесное – звезды всегда символизировали нечто высокое и прекрасное. На фоне звезд рождались стихи, первое чувство любви искало свое выражение именно  в звездном небе.
Небесное начало ассоциировалось с Богом, и само слово «небеса» еще реформатором языка М.В.Ломоносовым было отнесено к «высокому штилю»: принадлежность к старославянизму замечено и в современной морфемике, а именно выделение суффикса - ЕС - (сравните - чудеса, словеса).
Если же говорить о слове «колокола», то издавна эти предметы были обязательными в церковной звоннице. Колокола, что вещали начало утренней или дневной службы, связаны с самим православием и образом жизни христиан. А христианство, или православие, и было той религией, в которой отражались самые важные человеческие ценности.
Отметим и инверсию в названии повести А.Захарова.  Не «Небесные колокола», а «Колокола небесные»… Перестановка слов помогает читателю расставить акценты и выбрать из двух значение слова «небесные». Именно в небесах ищет ответ на вопрос автор этой повести.
 В произведении «Ловцы звезд» автор использует стилистическую несовместимость: ловцы – слово, скорее, разговорное, относящееся здесь к просторечной лексике;
 слово же звезды – и по значению, и по сфере употребления - относится к высокому стилю (в данном контексте), хотя оно является общеупотребительным, литературным. Именно такой прием «несочетаемости» позволил автору уже в названии обратить внимание читателя на особенность тематики произведений, проблемам, поднятым в них.
(Выводы  оформляются в таблице, предложенной в каждом маршрутном листе).
Задание 3.
Исследуйте художественное пространство и время повестей, обратите внимание на типичность, реальность изображаемого. Можно ли утверждать, что именно это время – время рождения сиротства такого толка?
Оба произведения посвящены дню сегодняшнему и рассказывают о конце прошлого – начале нынешнего века. В этом времени сконцентрированы проблемы поколения: мы видим, как родители Никиты, героя повести «Ловцы звезд», в вечных заботах о хлебе насущном забывают о самом главном – воспитании родного сына; всматриваемся в судьбу Сергея, живущего в доме с престарелой немощной бабушкой, которой то и дело достается кулаком по голове от спившейся дочери в приступе пьяного угара – и  эти жизненные ситуации знакомы нам если  не из средств СМИ, то, возможно, из личных наблюдений; следим за  сиротой Гаврошем, что сбежал из ненавистного детского дома в надежде отыскать того, кого он смог бы назвать родным человеком. Читаем страницы повести и вспоминаем страшную статистику о детях-сиротах…
 В повести «Колокола небесные» рассказывается о жизни старой деревенской женщины бабы Томы, оставшейся в одиночестве со своими проблемами. Ее молодость совпала со временем    горьких испытаний  прошлого столетия, где незаметно выхолащивались духовные ценности, а вместо них предлагались мнимые бездушные пятилетки коллективизации и индустриализации, кровавые революции и войны.
Художественное пространство повестей заселено многими героями, взятыми из жизни: проститутками, рыночными торговцами, шулерами и мошенниками, дальнобойщиками, деревенскими местными жителями,  дачниками, хапугами и ворами. Типичность картин, описанных в произведениях, узнаваемость персонажей создают впечатление, что речь идет обо всей стране сегодняшнего дня.
Задание 4
 Как вы заметили, проблемы, поднятые в повестях, рождены реальным                                                                                                                                                                          временем, но самой животрепещущей, конечно же, является проблема сиротства. Прокомментируйте её, опираясь на образную систему повестей. Для удобства предлагаем вам сравнительно-сопоставительную таблицу.

Баба Тома

Социальный статус
Портрет
Жизненный путь
Характер
Послесловие





Гаврош

Социальный статус
Портрет
Жизненный путь
Характер
Послесловие

4.1 Социальный статус героев. Проследите за тем, как социальное   положение отразилось на  поступках и внутреннем состоянии героев.
- Так получилось, что оба героя принадлежат к самому обездоленному слою населения. Баба Тома, героиня повести Алексея Захарова, – одинокая деревенская старушка,  вынужденная в свои восемьдесят с лишним вести немудреное хозяйство: дров, воды принести, затопить печь, приготовить еду, помыть полы, накормить кур, дворового пса. Однако она никогда ни на что не жаловалась. Несмотря на свое положение, старалась помочь окружающим, которые отвечали ей благодарностью. Ее одиночество противоестественно человеческой морали. Отдав всю себя людям, она оказывается на обочине жизни, никому теперь  не нужная: ни Родине, ни близким. 
Гаврош – сирота, не помнящий ни мать, ни отца. Сбежав из детского дома, он ютится в заброшенных дачах, питаясь, чем Бог пошлет. Ни жилья, ни достойного будущего не предлагает ему сиротский дом. А потому он сам борется за свое существование, не ожидая от чужих ни заботы, ни внимания. Более того, собирая закатившиеся монеты в щелях деревянного настила рыночной площади, чтобы купить себе горбушку хлеба, он становится живой мишенью скучающих торгашей, которые, развлекаясь, бросают горсти монет в его лицо и голову. Ищет герой любое убежище от жестокого мира, прячась, как маленький зверек, в заброшенном домике на окраине города.
4.2. Найдите в тексте описание героев. Отметьте роль портрета как способ  характеристики внутреннего мира героев.
 Всматриваясь в портрет героини повести Алексея Захарова, мы обращаем внимание на ее глаза, излучающие свет и доброту, вслушиваемся в ее тихий голос. Сама женщина, за свой малый рост прозванная «Птахой», напоминает нам беззащитную  птичку. В последних сценах автор обращает внимание на её жилистые натруженные руки, которые цепляются за фигурные шишки кровати, как за последнюю опору, перед страшной поездкой в Дом престарелых.
- Гаврош имеет настоящее имя – Павел. Оно переводится с латинского, как «маленький». Попав однажды случайно в колодец и просидев там не один час,  он, когда его доставали, «нетяжелый оказался, настоящего веса в нем не чувствовалось». Действительно, никому не нужный, худенький Павел – тот герой, что продолжает галерею «маленьких людей» в русской литературе. И его незаметное пребывание на бренной земле, по мнению автора, не должно быть незамеченным. Ведь зачем-то он пришел на эту землю, и его присутствие среди нас было нужным кому-то. Разгадать жизненное предназначение Пашки – непростая задача как для автора, так и для читателя.
4.3. Найдите в тексте эпизоды, описывающие жизненный путь героев.  Отметьте роль этих эпизодов в общей системе характеристики персонажей.
 - Трудная судьба бабы Тони сродни судьбам многих миллионов таких же, как и она: после войны осталась Птаха без мужа, затем и дочку схоронила. Одна надежда была на сына Николая. Слава Богу, вырос, отслужил в армии, женился, родилась девочка.
…Умер Николай внезапно, неожидаемо. Пришел с работы вечером  в бодром настроении, отужинал, повозился с дочкой, сел на диван с газетой и – умер - сердце вдруг разорвалось по неясной причине.
После смерти сына, промаявшись со своим немудреным хозяйством, пока силы были, восьмидесятилетняя женщина в последний год совсем сдала. Все чаще и сумрачней стала забываться. В июне однажды заблудилась средь бела дня в родной Поляновке, дом свой мимо прошла и уже почти за деревню к колкам выбрела, да ладно сосед увидел, догнал и привел домой.
Вместе с автором вспоминаем мы бесконечные хлопоты из прошлой жизни бабы Томы, приезжающей в город и сиротливо ожидающей прихода внучки Натальи сначала из школы, затем из педучилища. Грустно наблюдать, как эта добрая пожилая женщина так и не попадает в дом к родственнице. И ее ожидания на скамейке у подъезда чаще всего заканчиваются тем, что   «постучится в соседскую дверь и, выпрастывая из суконной сумки двухлитровую банку со сметаной или с розовеющей домашней тушенкою, попросит передать «моим, когда домой воротятся».
- Гаврош же ничего не помнит из своей жизни, кроме чужого, пахнущего сиротством детского дома. И лишь одно воспоминание живет в нем светлой звездой: когда-то в далеком детстве был он в другом городе у тетки в доме, даже железный шпиль на крыше помнит, правда, название улицы не знает и никогда не знал, он тогда еще и читать-то не умел. Именно эта мечта – найти родного человека - дает мальчику силу, согревает его надеждой. Оказавшись в заброшенных дачах,  зарабатывает Пашка деньги на дорогу в далекую Астрахань к тетке. Не останавливается  даже перед таким «заработком», как карточная игра со взрослым пронырой Колдуном, рискуя остаться не столько без денег, сколько без головы. Но слишком велико желание Гавроша найти  родных и близких, он  верит в свою мечту, надеется на то, что его сиротская жизнь когда-нибудь кончится.
4.4. Найдите в тексте эпизоды, раскрывающие внутренний мир  героев. Отметьте их роль как способ передачи авторской оценки событий.
- Внутренний мир героини  бабы Томы солнечный, близкий к тому небесному свету, что освещает путь не каждому, а избранному. Проста она в отношениях с близкими ей людьми. Сосед Костяныч любит пошутить с Птахой, то выдумав,  что это  ее куры  стащили колун с его двора, то  предлагая ей скоротать вечер игрой в копеечку. Сердечность хозяйки видится читателю и в том, как обещает она своему старому беспородному псу Мишке не бросать его: «С собой тебя возьму, не оставлю здесь одного пропадать…», и в том, как она всю себя отдавала своей внучке –  Наталье.
Гаврош тоже светел душой, он привлекает к себе и Никиту, и Сергея своей самостоятельностью, открытостью, незлобивым характером, мечтательностью и любовью к людям. Именно он рассказывает своим приятелям красивую историю о третьей звезде, о той звезде, которая исполнит любую твою заветную мечту. Главное, чтобы желание было настоящее, а звезда - особая, «крупнее других и та, что летит до самого горизонта». Перед дальней дорогой едет Павел  в деревню Бирюзовое, узнав, что там есть  икона, у которой, если помолиться и попросить что-нибудь хорошее, то обязательно это сбудется. Так нужна Гаврошу  надежда, удача, вера. И он, несмотря ни на  что едет со своими приятелями за благословением к Божьей матери.
4.5. Прокомментируйте финал  повестей. Каким образом они связаны с  идейным содержанием произведений?
Послесловие к повести Алексея Захарова озвучивать трудно: после издевательств и предательства родных притихшая баба Тома вместо дома родной внучки отправлена в Дом престарелых. И никакие доводы, что там она  под присмотром, сытая и обутая, не приемлет душа.
В повести Алексея Ерёмина «Ловцы звезд» открытый финал, но в конце повествования брезжит свет. Несмотря на суровый приговор реальности, Гаврош спорит с судьбой и ищет в жизни ту дорогу, что сродни полету третьей звезды.
5. Всмотритесь в художественный рисунок повестей. Отметьте композиционные особенности произведений. 
Повесть Алексея Захарова строится, на первый взгляд, по привычной композиционной схеме повествования: предисловие, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Но эта внешняя схема построения произведения. Рассказ о главной героине то и дело прерывается эпическими полотнами, связанными с жизнью миллионов таких же, как и она (реминисценция). Внутри повествования видятся скрытые причины душевного опустошения тех людей, что пришли в эту жизнь и были оберегаемы от проблем и невзгод. На примере Натальи, опекаемой родителями, балуемой бабушкой,  автор пытается диагностировать начало болезни под названием «бесчеловечность». Люди, прошедшие войну, пережившие голод и лишения, хотят видеть своих детей счастливыми. И это материальное благополучие, мирное существование и есть, по их мнению, счастье. Сами того не ведая, они воспитывали людей, не способных чувствовать чужую боль, утрату. И именно это незнание, бесчувственность и опустошили их души, сделали  бессердечными и жестокими.
В повести «Ловцы звезд» рассказ ведется от первого лица, именно Никита знакомит нас со своими приятелями, дает оценку происходящего. Пытаясь разобраться с явлениями, которые происходят на его глазах, он пробует анализировать, обобщать, сравнивать. Эта аналитическая работа затрагивает множество событий. Оценивая их, он оценивает время, в котором живет вместе с другими: замечает, как неправильно ведет себя прихожанка в церкви, мешая Сергею молиться у алтаря; жалеет животных в зверинце, изнемогающих от жары и жажды. Пытается понять, как возможно совместить заботу о малознакомых мальчишках, которым и штанину зашьют, и накормят, с тем самым, что так и не может озвучить Никита, а потому называет постыдные занятия девушек словом «это».   Обилие сюжетных линий связывается в один композиционный «клубок», в котором рассказчик и есть центральная фигура, вокруг него происходят разные события,  их оценить и пытается Никита. Отдавая должное способности подростка воспринимать мир таким, какой он есть, мы прекрасно понимаем: автор вкладывает в уста героя свои мысли. И многое, оставшееся не понятым Никитой, оценивается уже взрослым читателем. Кульминацией повести, развенчивающей ложь и цинизм сегодняшнего дня, стал эпизод тренинга. Наблюдения мальчишек над тем, как взрослые, выбрав роли Человека, Архангела,  Дьявола и Бога, пытаются убедить последнего в своей правоте и склонить на свою сторону человека, вызывают у мальчишек недоумение, перерастающее в протест. Ужимки, кривляние и бесспорная победа не Бога, а его оппонента  рождает у подростков закономерный вопрос: как такое возможно? Если взрослые решаются поднять руку на то, что было под негласным запретом ранее, то вправе ли они (взрослые) говорить о морали, воспитывать подрастающее поколение?
6. Художественные особенности повестей.
 Мастерство Алексея Захарова  в его умении проникнуть в мир своих героев, заставить читателей незаметно полюбить и бабу Тому, и Костяныча, проникнуться к их судьбам чувством сострадания. Включение в канву повествования диалогов, пейзажных зарисовок, подкупающих своей правдоподобностью и трогательностью, позволяют автору передать свою позицию, свой взгляд на происходящее. Отметим и использование А.Захаровым деталей, которые помогают передать идейное содержание повести. Костяныч, не выдерживая издевательств родственников над Птахой, бьет по спине обидчика  палкой, которая, к удивлению старика, разлетается на части. Уже потом, всматриваясь в опустевший двор, он ищет замену своей сломанной опоре. Взгляд его останавливается на тяпке с грязной коротенькой ручкой. Ее он и берет, чтобы дойти до своего дома и отвести на двор брошенного пса Мишку. Символичным становится  знакомый предмет старости – трость, которая сломана  бесчувственными людьми, выбита из рук. Вместо опоры – грязный черенок тяпки. Далеко ли с таким пройдешь?...
 Повесть «Ловцы звезд» привлекает  читателей многоплановостью повествования, то, как в небольшом произведении отслеживает А.Захаров язвы времени, не приукрашивая реальную действительность. Особо стоит отметить и  то, что автор не уходит от тех тем, которые не принято было ранее обсуждать на страницах художественной литературы. Все или почти все ответы на вопросы так называемого «переходного возраста» можно найти в повести. А сама книга, адресованная подросткам, – редкий пример правдивого диалога писателя именно с таким  читателем.
7. Идейное содержание повестей.
А.Захаров в повести «Ловцы звезд»  хочет верить в счастливый конец повествования. Заслужил сирота Пашка и родительского тепла, и заботы. Так и хочется в Послесловии написать о радостной встрече, о возвращении в дом, где тебя ждут и любят. А еще там обязательно  должно быть то, как герой наблюдает за полетом третьей звезды, что  поможет всем сиротам обрести близких…
В повести «Колокола небесные» автор вместе с героем устремляет взгляд в небо, откуда должны донестись небесные колокола. Их могут услышать не все, а лишь те, кто угоден Богу, кому хочет Он  сказать свое Божье слово. Писатель уверен: эти колокола обязательно зазвенят для Птахи и Костяныча. 
А если есть среди нас те, кто услышит Творца, то, быть может, не все еще потеряно, и одумается человечество, породившее страшное явление - сиротство при живых детях и родителях. Автор предстал на страницах повестей  неравнодушным человеком с кровоточащей душевной раной. Его слова, обращенные к читателю, - шанс быть не столько услышанным, сколько понятым. А если ты понят, то есть возможность спасти мир от нравственной катастрофы, которая незаметно источает человеческие души. «Люди, будьте бдительны…» - предупреждает нас автор. Само имя «Алексей», оставленное автором  и в псевдониме, переводится с греческого, как «защитник». Защищая нас от скверны, писатель тем самым спасает мир от апокалипсиса.
III. Учитель: в начале урока мы выдвинули гипотезу, в основе которой – предположение о главенствующей роли автора не столько в выборе темы и ее освещения, сколько нравственных позиций писателя, преподносящего читателю художественный материал с оценкой происходящего. Можно ли утверждать, что именно нравственные позиции заставляют А.Захарова так освещать проблему?
Ответы учащихся.
Если наши доводы верны, то мы можем утверждать, что выдвинутая гипотеза доказана.
IV. Домашняя работа. Написать сочинение-рассуждение «Причины сиротства в современном мире».



Комментариев нет:

Отправить комментарий