среда, 20 августа 2014 г.

Природа родного края в произведениях зауральских поэтов



Выполнила: Киян З.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №52». 
Природа родного края в произведениях зауральских поэтов. 
Предмет: литературное краеведение в 5 классе.
Цель: обобщить знания, умения и навыки в рамках изученной темы.
Мотивационная:  формировать мотивацию к чтению и изучению произведений зауральских авторов,
Развивающая:  развивать различные виды памяти; критическое и логическое мышление при постановке проблемы, речевую компетенцию учащихся. Развивать умение аргументировано высказываться, обеспечить коммуникативную направленность обучения и естественность общения.
Образовательная:  вовлечь школьников в активную речевую деятельность путем использования современных средств обучения и различных организационных форм работы.
Воспитательная:  воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Задачи:
·                    Учащиеся должны знать произведения поэтов Зауралья о природе родного края; основные проблемы, поднимаемые в стихах.
·                    Учащиеся должны уметь высказывать свое мнение по теме урока и рассматриваемой проблеме.
·                    Учащиеся должны  уметь анализировать стихотворения, выделять художественные особенности произведений.
·                    Учащиеся должны  уметь делать выводы из собственного анализа.
Форма урока: урок практикум с применением ИКТ
Оборудование: компьютер с программным обеспечением
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство,

Ход урока:
1. Постановка цели и задач урока.
2. Вступительное слово учителя. (На фоне природной зарисовки.)
Презентация. Слайд №1(звук отключить)
Сибирский край! Земля исконно наша.
И дороги нам отчие места.
Хотя, быть может, есть земля и краше,
 Но верю я: Сибири не чета!

У нас леса, что можно заблудиться.
А в них озера – колдовской обман,
Когда над ними утренний туман
Или когда в них солнышко садится.

А бор какой!? Янтарное свеченье
Поутру солнце зажигает на стволах
Тогда в лесу, как на Богослуженье,
Торжественно! И слышен птицы взмах.

Сибирский край, не только лес и поле,
Не только рек серебряная нить.
Ещё есть люди, что по доброй воле
Сюда пришли, чтоб край сей оживить.

И мы живем! И будем жить я знаю!
Сибирь для нас – целительный бальзам.
И я пою хвалу родному краю,
И людям края: всем Сибирякам!

В этих строчках нашего зауральского поэта Николая Ивановича Балашенко восхищение красотой и совершенством нашего родного края, ощущение себя частью родной природы, приобретение духовного богатства от общения с ней, т.е. чистоты и благоговения, доброты и любви ко всему, что нас окружает. Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить её, для него она навсегда останется его родиной, частью его самого.
Сегодня на уроке мы с вами будем читать стихи зауральских поэтов о родном крае, рассматривать картины местных художников, слушать музыку. Мы должны с вами почувствовать единство человека и окружающей его природы, увидеть в поэзии совершенство и красоту родного края; продолжить работу над анализом лирического стихотворения; поговорить о значении природы в жизни поэтов, художников и композиторов.
Эпиграфом к нашему уроку будут строки из стихотворения Александра Есина, баяниста из Половинского Дома культуры:
Земля моя родная:
Леса, луга, поля.
Дороже мест не знаю –
Здесь Родина моя.  
(Слайды№2-4)
В этих строчках заключена основная мысль нашего урока. Да, сегодня мы будем говорить о красоте нашего родного Зауралья, о том, что для каждого из нас это самое дорогое.
Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь она дает нам все: одежду, пищу, жилье... И ничего прекраснее природы не существует. (Слайды №5,6)
Люди стремятся передать эту красоту  различными средствами: композитор -  звуками, художник -  красками, поэт, писатель -  словами.
Давайте сейчас познакомимся с замечательным зауральским художником –Германом Травниковым, рассмотрим репродукции его картин.
(Сообщение учащегося.) (Слайд №7)
Ученик.
Герман Травников большую часть своих картин посвятил родному краю. Природа была первым и самым ярким художественным переживанием художника. Здесь добирал он красоту, которой не хватало скупому на радости военному детству. Жизнь ранила, а природа лечила, дарила чистую радость, учила бескорыстной любви. От первых походов в школу и долгих возвращений в сумерках в памяти остались молчаливые осенние рощи. (Слайды№8-10) Их грусть негромко перекликалась с печалью пробуждающейся души. Природа будила в будущем художнике не умиленность и быстротечные восторги, а вызывала ощущение нерасторжимой связи с миром.
Одна из самых привлекательных черт дарования Травникова – органичность. Художник рос, менялся, но главным для него всегда оставались не технические задачи, а поддержание живым творческого духа. «Я отчетливо вижу,- говорит Травников,- что не с помощью технических ухищрений, а в переживании, в работе души рождается неповторимый художественный образ».
Учитель.  Перед вами репродукции картин этого замечательного  художника. (Слайды №11-13)
- Давайте внимательно вглядимся в изображенное на картинах. Какие чувства вызывают у вас эти полотна?
- Как художнику удается передать душу природы родного края?
-Давайте остановим свой взгляд на картине «Июль. Макушка лета». (Слайд№14)
- С помощью чего художник сумел передать свое настроение, свое отношение к изображаемому?
( При помощи красок художник передал всю красоту природы.)
-Ребята, давайте мы сейчас, используя эпитеты, опишем эту картину.
(Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят как те самые березы, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение белоствольных березок в прозрачной воде как бы составляет продолжение, их отголосок, мелодическое эхо; они растворяются в зеркальной воде своими корнями, их тонкие ветки сливаются с голубизной бездонного неба. )
А теперь послушаем музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Соответствует ли она тому, что изображено на картине?
– Давайте закроем глаза и нарисуем в своем воображении картину?
(Звучит музыка П.И. Чайковского.) Что вы представили, слушая музыку? Какие образы возникли у вас?
-Да, музыка способна разбудить наше воображение.  Да, описать природу художник может при помощи красок, композитор при помощи звуков, а вот  поэт, писатель при помощи слов.
– Природа – пейзаж – это рисунок, изображающий виды природы, а также описание природы в литературном произведении. 
В русской литературе, особенно поэзии, можно найти немало живописных зарисовок. Природа является  и источником вдохновения, и непосредственным участником событий, и местом действия, и лирическим фоном. Поэты и писатели ассоциируют состояние своей души и души героев с состоянием природы, ищут помощь и ответы в философских размышлениях, отраду "измученной душе", уединение от жизни, от общества. Писатели и поэты всегда воспевали в своих произведениях красоту родной природы.
 Много написано в нашем родном крае о природе. Среди поэтов, которые свое творчество не отделяли от своего родного края, которые в своем творчестве показывали глубокую связь с жизнью земли, единство с миром природы, были А.Пляхин, Н.Рождественская, М.Керченко, Т.Лепихина, М.Танаева, В.Кузьмина, Т.Соснина и многие другие поэты Зауралья. (Слайды №15-17)
-К сегодняшнему уроку вы готовили понравившиеся вам стихи о природе родного края. Сейчас вам представляется возможным прочитать выбранное стихотворение и коротко его проанализировать, т.е. выделить основные образы и назвать художественные средства, помогающие автору ярче их выразить.
Чтение стихотворений детьми.
А.Пляхин. (Слайды№18-19)
Осень.
Не качает ветром шустрым
Пожелтевшую полынь.
Свежей краской кто-то утром
Перекрасил неба синь.
И не верится, что осень
Целый месяц у дверей,
Что на юг она уносит
Треугольник журавлей...
Сердце, дрогнув, заболело,
Все грустней ему, грустней,
Будто счастье улетело
С этой стаей журавлей,
И летит оно куда – то
В недоступной вышине.
Исчезает без возврата
В золотой голубизне.

Н.Рождественская.  (Слайд№20,21)
Гроза надвинулась нежданно.
Гроза надвинулась нежданно,
Вечерний разорвав покой.
И вновь бушует над Курганом
Весенний ливень молодой.
Он хлынул, резвый и бессонный,
На тротуары, на гранит.
На языке крылатых молний
С землею небо говорит.

 М.С.Керченко. (Слайд№22)
Начало весны.
Над снегами белеют березы,
Словно светлые свечки стоят!
На заре присмирели коровы,
Подошли к роще дикие козы
И на свечки с восторгом глядят!
А березы ликуют в сугробах
Тянут к солнышку руки, кричат:
«Ждем тепла! Ждем дождей синелобых!
Ждем травы и горластых грачат!»
И грачи ведь об этом кричат!
Скоро снег по всем швам расползется,
Разольет кто-то зелень вокруг,
Прилетят журавли на болотце,
В небо синее коршун взовьется
И козленок прискачет на луг!


М.Миргородская  (Слайды№23,24)
Краски осени.
Земля укуталась листвою,
Тропинки проступили резче,
Над потускневшею травою
Хлопочет тихий, теплый вечер.

В глазах смешалось буйство красок,
Разделись донага осины,
Стоят охваченные разом
Стыдливым сполохом рябины.

Смешались нынче осень с летом,
И, не спеша уйти в отставку,
Уютным солнышком согрета,
Повсюду зеленеет травка.

Вокруг разнежено и добро
Все улыбается друг другу.
Не верится, что это вёдро
Когда – то сменит злая вьюга.

Вера Ступина.  (Слайд№25))
Веточка сирени.
Веточку сирени принесла вчера...
Ах! Как чудно пахнет! Передать нельзя.
Даже яблонь сочный аромат в саду
Перебить не в силах веточку мою!

ТАТЬЯНА СОСНИНА  (Слайды№26,27)
***
Я иду навстречу Солнцу!
Здравствуй, Солнце!
Радуюсь твоим лучам беспечно,
Бегаю за отблесками света,
За крупицами твоей улыбки.
Солнце нежно-гордое раскрыло
Лепестки фантазий шелковистых,
Тонких в растворении небесном.
Золотая пыль над облаками,
На асфальте, на моих ботинках,
Паутинки пыли аловатой
Протянулись к тишине иллюзий,
Все шаги окрасив мудрой лаской.
Плещется серебряная дымка,
В окнах лампы греют удивленно...
Я спешу навстречу Солнцу!
Ночи, звезды, месяц и луна –
                                  совсем другое.
Лучик Солнца спрячу на ладони.

 Учитель. Да, что ни стихотворение, то новый образ, новые картины нашей родной зауральской природы.
В тематике стихов поэтов Зауралья  красной нитью прослеживается тема взаимоотношений автора с природой.    Кому-то нравится зима, кому-то лето, а некоторым дорого вообще все, что относится к природе. Строчки прочитанных стихов открывают перед нами внутренний мир человека, учат любви к родине, ко всему живому в природе.
А теперь мы познакомимся немного подробнее с творчеством нашей землячки - Марины Танаевой. (Слайд №28)
(Сообщение ученика. Отрывок из воспоминания М.Танаевой «О СЕБЕ И О ТОМ, ЧТО МЕНЯ ВОЛНУЕТ»
  С волнением представляю читателям свою новую книгу, которую решила назвать «Малая Родина». Любовь к ней я особенно остро ощутила во время поездки в Европу в 2005 году. 
С тех пор эта тема постоянно волнует меня, как, впрочем, и  многие другие. Наряду с традиционными философскими размышлениями и любовной лирикой, я размышляю в своих стихах о вере в Бога, будущем России, крепости человеческого духа, о тех, кто потерял уверенность в завтрашнем дне. Сама же я – оптимист, верю в Россию, считаю, что мой народ спасет православная культура, хотя с уважениям отношусь к предста-вителям других конфессий. Радуюсь тому, что возрождаются воскресные школы, строятся храмы, появилась областная «Православная газета», для которой я уже год пишу репортажи…
Размышляя о детстве, вспоминаю праздник «Прощание с букварем» в первом классе. Мой первый учитель  Людмила Владимировна Дмитриева  говорит: «Ребята, напишите несколько слов о том, чем для вас был букварь. Завтра вы прощаетесь с ним навсегда». Я понимала, что нужно выразить свои мысли в стихах – так будет более искренно. И вот на утреннике прозвучало мое первое стихотворение:          
                                   ...Незнайка и Мурзилка,
                                   Прощайте в этот час.
                                   Ни на одну минуту
                                   Мы не забудем вас...
Мое стремление рифмовать мысли поддержала мама, Любовь Александровна. Она металась вместе со мной по всему городу в поисках студии, но единственное, что нам предложили, – это кружок декламирования при  Дворце Пионеров. Меня это не устроило, потому что хотелось научиться грамотно писать стихотворения. Я посылала письма в редакции газет с просьбой подсказать, куда обратиться со стихами. Ответа не было.
Учителя русского языка и литературы обеих школ, в которых я обучалась, (школа № 41 и гимназия №19) разрешали  мне писать творческие работы в стихах. Конечно, в то время я просто механически рифмовала строки, рифма была чаще всего бедная и неточная. В 1992 году поступила в педагогический институт на факультет иностранных языков. Долго колебалась, не пойти ли на филологический факультет, но перспектива изучить два иностранных языка и читать зарубежных классиков в оригинале показалась более радужной. После завершения учебы я была учителем иностранных языков в школе № 56, а с весны 2006 работаю в Курганском технологическом колледже, где не только преподаю английский язык, но и руковожу кружком любителей поэзии. С 1999 года я начала посещать клуб «Поэтическая горница» при Городском Доме культуры, где в апреле 2002 года произошла знаменательная встреча с писателем В. Ф. Потаниным и его студийцами.
(Слайд№29) Присоединившись к ним, я поняла, что хочу заниматься поэзией серьезно и каждое занятие рассматривала  как шаг от любительства к профессионализму. В 2004 году студия стала лауреатом Молодежной Губернаторской премии, и мне было радостно видеть свое имя среди лучших студийцев. В этом же году вышел сборник молодых литераторов Зауралья «Перекресток», где были и мои стихи. Печаталась также в газете «Новый мир», журналах «Тобол» и «Сибирский край».
В 2005 году центром «Отклик» были изданы мои первые книги «Сердцебиение» и «Вензеля ночных дорог», а в 2007 году – книга «Быть собой». В феврале 2006 года стала членом Союза Писателей России. Рассматриваю это звание как аванс, билет в будущее.
В настоящее время, не расставаясь с поэзией, пытаюсь иногда писать и короткие рассказы.

Учитель. А теперь откроем учебники на странице 13 и прочитаем стихотворение «По сугробам». (Слайд№30)
По сугробам.
Вот и все. По сугробам ступая,
Вереница прохожих идет.
Свежий снег все кругом засыпает.
Наблюдаю снежинок полет.

Снегопад приодел старый  город,
Шапки снега на крышах домов.
Как ребенок, не чувствуя холод,
В санках с горки кататься готов.

Так и я по сугробам ступаю,
От восторга не помню себя.
Свежий снег все кругом засыпает,
На витринах рисует тебя...

Проанализируем это стихотворение.
-Определи настроение стихотворения, подобрав несколько эпитетов.
-Подумай, насколько настроение стихотворения созвучно твоему.
-Каковы твои чувства и мысли после прочтения данного стихотворения?
-Какой зрительный или музыкальный образ вызывают строфы этого стихотворения?
-Какие краски вы используете для изображения увиденного образа?
-Итак, сегодня на уроке прозвучало много прекрасных слов о природе нашего родного края. Но всегда ли мы так трепетно относимся к тому, что нас окружает, не пользуемся ли мы бездушно дарами природы?
 Урок я начала стихотворением Н.Балашенко о сказочной красоте нашего Зауралья, а закончить его мне тоже хочется стихотворением М.Миргородской «Берегите природу».

М.Миргородская  (Слайды№31,32)

Берегите природу.

Я слышала: есть Голубые озёра,
Но видеть их мне до сих пор не случалось.
И вот этим летом, на радость ли, горе,
Я с чудом курганским, друзья, повстречалась.

Стою, очарована сказкой природы,
Не только природы, трудом поколений.
Здесь с небом сливаются синие воды,
И радует глаз берегов окаймленье.

Могучие, стройные сосны-сестрицы,
По краю сбегая зелёной стеною,
За солнце вершиной спешат зацепиться,
Померяться силой с прозрачной волною.

Здесь мысли вразлет и душа нараспашку,
И хочется вместе и петь, и смеяться,
И с другом делиться последней рубашкой,
С прохладной водой никогда не расстаться.
Но сердце моё встрепенулось подранком,
Когда я в зеленой траве разглядела        (Слайд№33)
Бутылки, пустые консервные банки,
Которые всюду валялись без дела.

Все эти обрывки, остатки, отбросы
С лесной красотою совсем не вязались,
И стало мне душно от сотни вопросов:
Зачем? Кто посмел? Почему надругались?

Хотелось кричать мне: «Товарищи, люди!
Пора научиться культурными быть.
Земля нашу ласку вовек не забудет,
Сторицей сумеет за все отомстить».

Дорогие ребята! Давайте же всматриваться и вслушиваться в природу, вчитываться в строчки о природе, вдумываться в слова, а самое главное – давайте беречь нашу родную природу!
Домашнее задание: выучить стихотворение М.Танаевой или сочинить свое стихотворение по данной теме.
(Слайды№34-36,37)

Приложение
(Стихи, сочиненные детьми после этого урока)

Вот уж и зима пришла
Птицы улетели.
Закружились на полях
Белые метели.
И накрыло всё кругом
Пушистыми снегами.
И деревья облепило
Белыми мехами.
                   Сорокоумова Марина

Ох ты, зимушка – зима,
Долго ждали мы тебя.
Осень долго воевала
И тебя к нам не пускала.
А сегодня – вот так чудо!
Утром, выглянув в окно,
Увидали, что вокруг
Всё покрыто белым снегом.
Ах ты, умница – зима!
Снег на радость нам дала.
Можем мы теперь с друзьями
Бабу снежную лепить.
И на горке целый день
Можем время проводить.
                                 Сорокоумова Марина.

Вот солнце встало за окном
И снег лежит пушистый.
И иней ярким серебром
Всё дремлет тихим, зимним сном
На веточках пушистых.
По скользкой горке ребятня
Катается проворно.
И сидя молча у окна
Старушка нянчит малыша
И печку топит дед.
Ох, как прекрасна всё ж зима!
И снегу всюду нет конца
И нет конца веселью.
                  Ковихова Алина.

Пришла красавица зима
И осень вмиг сменила.
Волшебной палочкой взмахнув,
Снег, лёд нам подарила.
Сосульки заморозила
И речку под мостом.
Снежинки в вальс поставила
И иней соткала,
Деревьям шубы сшила
И шапки всем дала.

                    Григорьева Валерия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий