Выполнила: Киян З.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ
№52».
Природа родного края в произведениях зауральских
поэтов.
Предмет: литературное краеведение в 5 классе.
Цель: обобщить знания, умения и навыки в рамках изученной темы.
Мотивационная: формировать мотивацию к чтению и изучению
произведений зауральских авторов,
Развивающая: развивать различные виды памяти; критическое
и логическое мышление при постановке проблемы, речевую компетенцию учащихся.
Развивать умение аргументировано высказываться, обеспечить коммуникативную
направленность обучения и естественность общения.
Образовательная: вовлечь школьников в активную речевую
деятельность путем использования современных средств обучения и различных
организационных форм работы.
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к
природе родного края.
Задачи:
·
Учащиеся должны знать произведения поэтов
Зауралья о природе родного края; основные проблемы, поднимаемые в стихах.
·
Учащиеся должны уметь высказывать свое мнение по
теме урока и рассматриваемой проблеме.
·
Учащиеся должны
уметь анализировать стихотворения, выделять художественные особенности
произведений.
·
Учащиеся должны
уметь делать выводы из собственного анализа.
Форма урока: урок практикум с применением
ИКТ
Оборудование: компьютер с программным
обеспечением
Межпредметные связи: музыка,
изобразительное искусство,
Ход урока:
1. Постановка цели и задач урока.
2. Вступительное слово учителя. (На фоне
природной зарисовки.)
Презентация. Слайд №1(звук отключить)
Сибирский
край! Земля исконно наша.
И дороги нам
отчие места.
Хотя, быть
может, есть земля и краше,
Но верю я: Сибири не чета!
У нас леса,
что можно заблудиться.
А в них озера
– колдовской обман,
Когда над
ними утренний туман
Или когда в
них солнышко садится.
А бор какой!?
Янтарное свеченье
Поутру солнце
зажигает на стволах
Тогда в лесу,
как на Богослуженье,
Торжественно!
И слышен птицы взмах.
Сибирский
край, не только лес и поле,
Не только рек
серебряная нить.
Ещё есть
люди, что по доброй воле
Сюда пришли,
чтоб край сей оживить.
И мы живем! И
будем жить я знаю!
Сибирь для
нас – целительный бальзам.
И я пою хвалу
родному краю,
И людям края:
всем Сибирякам!
В этих
строчках нашего зауральского поэта Николая Ивановича Балашенко восхищение
красотой и совершенством нашего родного края, ощущение себя частью родной
природы, приобретение духовного богатства от общения с ней, т.е. чистоты и
благоговения, доброты и любви ко всему, что нас окружает. Природа – это зеркало
души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить
её, для него она навсегда останется его родиной, частью его самого.
Сегодня на
уроке мы с вами будем читать стихи зауральских поэтов о родном крае,
рассматривать картины местных художников, слушать музыку. Мы должны с вами
почувствовать единство человека и окружающей его природы, увидеть в поэзии
совершенство и красоту родного края; продолжить работу над анализом лирического
стихотворения; поговорить о значении природы в жизни поэтов, художников и композиторов.
Эпиграфом к
нашему уроку будут строки из стихотворения Александра
Есина, баяниста из Половинского Дома культуры:
Земля моя родная:
Леса, луга, поля.
Дороже мест не знаю –
Здесь Родина моя.
(Слайды№2-4)
В этих
строчках заключена основная мысль нашего урока. Да, сегодня мы будем говорить о
красоте нашего родного Зауралья, о том, что для каждого из нас это самое
дорогое.
Во все
времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может,
ведь она дает нам все: одежду, пищу, жилье... И ничего прекраснее природы не
существует. (Слайды №5,6)
Люди
стремятся передать эту красоту
различными средствами: композитор -
звуками, художник - красками,
поэт, писатель - словами.
Давайте
сейчас познакомимся с замечательным зауральским художником –Германом
Травниковым, рассмотрим репродукции его картин.
(Сообщение учащегося.) (Слайд №7)
Ученик.
Герман
Травников большую часть своих картин посвятил родному краю. Природа была первым
и самым ярким художественным переживанием художника. Здесь добирал он красоту,
которой не хватало скупому на радости военному детству. Жизнь ранила, а природа
лечила, дарила чистую радость, учила бескорыстной любви. От первых походов в
школу и долгих возвращений в сумерках в памяти остались молчаливые осенние
рощи. (Слайды№8-10) Их грусть
негромко перекликалась с печалью пробуждающейся души. Природа будила в будущем
художнике не умиленность и быстротечные восторги, а вызывала ощущение
нерасторжимой связи с миром.
Одна из самых
привлекательных черт дарования Травникова – органичность. Художник рос,
менялся, но главным для него всегда оставались не технические задачи, а
поддержание живым творческого духа. «Я отчетливо вижу,- говорит Травников,- что
не с помощью технических ухищрений, а в переживании, в работе души рождается неповторимый
художественный образ».
Учитель. Перед вами репродукции картин этого
замечательного художника. (Слайды №11-13)
-
Давайте внимательно вглядимся в изображенное на картинах. Какие чувства
вызывают у вас эти полотна?
-
Как художнику удается передать душу природы родного края?
-Давайте
остановим свой взгляд на картине «Июль. Макушка лета». (Слайд№14)
-
С помощью чего художник сумел передать свое настроение, свое отношение к
изображаемому?
(
При помощи красок художник передал всю красоту природы.)
-Ребята,
давайте мы сейчас, используя эпитеты, опишем эту картину.
(Тонкие,
как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят как те самые березы, которые
искони воспевались в русских песнях. Отражение белоствольных березок в
прозрачной воде как бы составляет продолжение, их отголосок, мелодическое эхо;
они растворяются в зеркальной воде своими корнями, их тонкие ветки сливаются с
голубизной бездонного неба. )
А
теперь послушаем музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Соответствует
ли она тому, что изображено на картине?
–
Давайте закроем глаза и нарисуем в своем воображении картину?
(Звучит
музыка П.И. Чайковского.) Что вы представили, слушая музыку? Какие образы
возникли у вас?
-Да, музыка способна разбудить
наше воображение. Да, описать природу
художник может при помощи красок, композитор при помощи звуков, а вот поэт, писатель при помощи слов.
–
Природа – пейзаж – это рисунок, изображающий виды природы, а также
описание природы в литературном произведении.
В
русской литературе, особенно поэзии, можно найти немало живописных зарисовок.
Природа является и источником
вдохновения, и непосредственным участником событий, и местом действия, и
лирическим фоном. Поэты и писатели ассоциируют состояние своей души и души
героев с состоянием природы, ищут помощь и ответы в философских размышлениях,
отраду "измученной душе", уединение от жизни, от общества. Писатели и
поэты всегда воспевали в своих произведениях красоту родной природы.
Много написано в нашем родном крае о природе. Среди
поэтов, которые свое творчество не отделяли от своего родного края, которые в
своем творчестве показывали глубокую связь с жизнью земли, единство с миром
природы, были А.Пляхин, Н.Рождественская, М.Керченко, Т.Лепихина, М.Танаева,
В.Кузьмина, Т.Соснина и многие другие поэты Зауралья. (Слайды №15-17)
-К
сегодняшнему уроку вы готовили понравившиеся вам стихи о природе родного края.
Сейчас вам представляется возможным прочитать выбранное стихотворение и коротко
его проанализировать, т.е. выделить основные образы и назвать художественные
средства, помогающие автору ярче их выразить.
Чтение стихотворений детьми.
А.Пляхин. (Слайды№18-19)
Осень.
Не качает
ветром шустрым
Пожелтевшую
полынь.
Свежей краской
кто-то утром
Перекрасил
неба синь.
И не верится,
что осень
Целый месяц у
дверей,
Что на юг она
уносит
Треугольник
журавлей...
Сердце,
дрогнув, заболело,
Все грустней
ему, грустней,
Будто счастье
улетело
С этой стаей
журавлей,
И летит оно
куда – то
В недоступной
вышине.
Исчезает без
возврата
В золотой
голубизне.
Н.Рождественская. (Слайд№20,21)
Гроза надвинулась нежданно.
Гроза
надвинулась нежданно,
Вечерний
разорвав покой.
И вновь бушует
над Курганом
Весенний
ливень молодой.
Он хлынул,
резвый и бессонный,
На тротуары,
на гранит.
На языке
крылатых молний
С землею небо
говорит.
М.С.Керченко. (Слайд№22)
Начало весны.
Над снегами
белеют березы,
Словно
светлые свечки стоят!
На заре
присмирели коровы,
Подошли к
роще дикие козы
И на свечки с
восторгом глядят!
А березы
ликуют в сугробах
Тянут к
солнышку руки, кричат:
«Ждем тепла!
Ждем дождей синелобых!
Ждем травы и
горластых грачат!»
И грачи ведь
об этом кричат!
Скоро снег по
всем швам расползется,
Разольет
кто-то зелень вокруг,
Прилетят
журавли на болотце,
В небо синее
коршун взовьется
И козленок
прискачет на луг!
М.Миргородская (Слайды№23,24)
Краски осени.
Земля
укуталась листвою,
Тропинки
проступили резче,
Над
потускневшею травою
Хлопочет
тихий, теплый вечер.
В глазах
смешалось буйство красок,
Разделись
донага осины,
Стоят
охваченные разом
Стыдливым
сполохом рябины.
Смешались
нынче осень с летом,
И, не спеша
уйти в отставку,
Уютным
солнышком согрета,
Повсюду
зеленеет травка.
Вокруг
разнежено и добро
Все улыбается
друг другу.
Не верится,
что это вёдро
Когда – то
сменит злая вьюга.
Вера Ступина. (Слайд№25))
Веточка сирени.
Веточку
сирени принесла вчера...
Ах! Как чудно
пахнет! Передать нельзя.
Даже яблонь
сочный аромат в саду
Перебить не в
силах веточку мою!
ТАТЬЯНА СОСНИНА
(Слайды№26,27)
***
Я иду навстречу Солнцу!
Здравствуй, Солнце!
Радуюсь твоим лучам беспечно,
Бегаю за отблесками света,
За крупицами твоей улыбки.
Солнце нежно-гордое раскрыло
Лепестки фантазий шелковистых,
Тонких в растворении небесном.
Золотая пыль над облаками,
На асфальте, на моих ботинках,
Паутинки пыли аловатой
Протянулись к тишине иллюзий,
Все шаги окрасив мудрой лаской.
Плещется серебряная дымка,
В окнах лампы греют удивленно...
Я спешу навстречу Солнцу!
Ночи, звезды, месяц и луна –
совсем
другое.
Лучик Солнца спрячу на ладони.
Учитель. Да, что ни стихотворение, то
новый образ, новые картины нашей родной зауральской природы.
В тематике
стихов поэтов Зауралья красной нитью
прослеживается тема взаимоотношений автора с природой. Кому-то нравится зима, кому-то лето, а
некоторым дорого вообще все, что относится к природе. Строчки прочитанных
стихов открывают перед нами внутренний мир человека, учат любви к родине, ко
всему живому в природе.
А теперь мы
познакомимся немного подробнее с творчеством нашей землячки - Марины Танаевой. (Слайд №28)
(Сообщение
ученика. Отрывок из воспоминания М.Танаевой «О СЕБЕ И О ТОМ, ЧТО МЕНЯ ВОЛНУЕТ»
С волнением представляю читателям свою новую книгу, которую
решила назвать «Малая Родина». Любовь к ней я особенно остро ощутила во время
поездки в Европу в 2005 году.
С тех пор эта тема постоянно волнует меня, как,
впрочем, и многие другие. Наряду с
традиционными философскими размышлениями и любовной лирикой, я размышляю в
своих стихах о вере в Бога, будущем России, крепости человеческого духа, о тех,
кто потерял уверенность в завтрашнем дне. Сама же я – оптимист, верю в Россию,
считаю, что мой народ спасет православная культура, хотя с уважениям отношусь к
предста-вителям других конфессий. Радуюсь тому, что возрождаются воскресные
школы, строятся храмы, появилась областная «Православная газета», для которой я
уже год пишу репортажи…
Размышляя о детстве, вспоминаю праздник «Прощание
с букварем» в первом классе. Мой первый учитель
Людмила Владимировна Дмитриева
говорит: «Ребята, напишите несколько слов о том, чем для вас был букварь.
Завтра вы прощаетесь с ним навсегда». Я понимала, что нужно выразить свои мысли
в стихах – так будет более искренно. И вот на утреннике прозвучало мое первое
стихотворение:
...Незнайка
и Мурзилка,
Прощайте
в этот час.
Ни
на одну минуту
Мы
не забудем вас...
Мое стремление рифмовать мысли поддержала мама,
Любовь Александровна. Она металась вместе со мной по всему городу в поисках
студии, но единственное, что нам предложили, – это кружок декламирования
при Дворце Пионеров. Меня это не
устроило, потому что хотелось научиться грамотно писать стихотворения. Я
посылала письма в редакции газет с просьбой подсказать, куда обратиться со
стихами. Ответа не было.
Учителя русского языка и литературы обеих школ, в
которых я обучалась, (школа № 41 и гимназия №19) разрешали мне писать творческие работы в стихах.
Конечно, в то время я просто механически рифмовала строки, рифма была чаще
всего бедная и неточная. В 1992 году поступила в педагогический институт на
факультет иностранных языков. Долго колебалась, не пойти ли на филологический
факультет, но перспектива изучить два иностранных языка и читать зарубежных
классиков в оригинале показалась более радужной. После завершения учебы я была
учителем иностранных языков в школе № 56, а с весны 2006 работаю в Курганском
технологическом колледже, где не только преподаю английский язык, но и руковожу
кружком любителей поэзии. С 1999 года я начала посещать клуб «Поэтическая
горница» при Городском Доме культуры, где в апреле 2002 года произошла знаменательная
встреча с писателем В. Ф. Потаниным и его студийцами.
(Слайд№29) Присоединившись к ним, я поняла, что хочу
заниматься поэзией серьезно и каждое занятие рассматривала как шаг от любительства к профессионализму. В
2004 году студия стала лауреатом Молодежной Губернаторской премии, и мне было
радостно видеть свое имя среди лучших студийцев. В этом же году вышел сборник
молодых литераторов Зауралья «Перекресток», где были и мои стихи. Печаталась
также в газете «Новый мир», журналах «Тобол» и «Сибирский край».
В 2005 году центром «Отклик» были изданы мои
первые книги «Сердцебиение» и «Вензеля ночных дорог», а в 2007 году – книга
«Быть собой». В феврале 2006 года стала членом Союза Писателей России.
Рассматриваю это звание как аванс, билет в будущее.
В настоящее
время, не расставаясь с поэзией, пытаюсь иногда писать и короткие рассказы.
Учитель. А теперь
откроем учебники на странице 13 и прочитаем стихотворение «По сугробам». (Слайд№30)
По сугробам.
Вот и все. По сугробам ступая,
Вереница прохожих идет.
Свежий снег все кругом засыпает.
Наблюдаю снежинок полет.
Снегопад приодел старый город,
Шапки снега на крышах домов.
Как ребенок, не чувствуя холод,
В санках с горки кататься готов.
Так и я по сугробам ступаю,
От восторга не помню себя.
Свежий снег все кругом засыпает,
На витринах рисует тебя...
Проанализируем это стихотворение.
-Определи
настроение стихотворения, подобрав несколько эпитетов.
-Подумай,
насколько настроение стихотворения созвучно твоему.
-Каковы твои
чувства и мысли после прочтения данного стихотворения?
-Какой
зрительный или музыкальный образ вызывают строфы этого стихотворения?
-Какие краски
вы используете для изображения увиденного образа?
-Итак,
сегодня на уроке прозвучало много прекрасных слов о природе нашего родного
края. Но всегда ли мы так трепетно относимся к тому, что нас окружает, не
пользуемся ли мы бездушно дарами природы?
Урок я начала стихотворением Н.Балашенко о
сказочной красоте нашего Зауралья, а закончить его мне тоже хочется
стихотворением М.Миргородской «Берегите природу».
М.Миргородская (Слайды№31,32)
Берегите природу.
Я слышала:
есть Голубые озёра,
Но видеть их
мне до сих пор не случалось.
И вот этим
летом, на радость ли, горе,
Я с чудом
курганским, друзья, повстречалась.
Стою,
очарована сказкой природы,
Не только
природы, трудом поколений.
Здесь с небом
сливаются синие воды,
И радует глаз
берегов окаймленье.
Могучие,
стройные сосны-сестрицы,
По краю
сбегая зелёной стеною,
За солнце
вершиной спешат зацепиться,
Померяться
силой с прозрачной волною.
Здесь мысли
вразлет и душа нараспашку,
И хочется
вместе и петь, и смеяться,
И с другом
делиться последней рубашкой,
С прохладной
водой никогда не расстаться.
Но сердце моё
встрепенулось подранком,
Когда я в
зеленой траве разглядела (Слайд№33)
Бутылки,
пустые консервные банки,
Которые всюду
валялись без дела.
Все эти
обрывки, остатки, отбросы
С лесной
красотою совсем не вязались,
И стало мне
душно от сотни вопросов:
Зачем? Кто
посмел? Почему надругались?
Хотелось
кричать мне: «Товарищи, люди!
Пора
научиться культурными быть.
Земля нашу
ласку вовек не забудет,
Сторицей
сумеет за все отомстить».
Дорогие ребята! Давайте же
всматриваться и вслушиваться в природу, вчитываться в строчки о природе,
вдумываться в слова, а самое главное – давайте беречь нашу родную природу!
Домашнее задание: выучить стихотворение
М.Танаевой или сочинить свое стихотворение по данной теме.
(Слайды№34-36,37)
Приложение
(Стихи, сочиненные детьми после этого
урока)
Вот уж и зима
пришла
Птицы
улетели.
Закружились
на полях
Белые метели.
И накрыло всё
кругом
Пушистыми
снегами.
И деревья
облепило
Белыми
мехами.
Сорокоумова Марина
Ох ты,
зимушка – зима,
Долго ждали
мы тебя.
Осень долго
воевала
И тебя к нам
не пускала.
А сегодня –
вот так чудо!
Утром,
выглянув в окно,
Увидали, что
вокруг
Всё покрыто
белым снегом.
Ах ты, умница
– зима!
Снег на
радость нам дала.
Можем мы
теперь с друзьями
Бабу снежную
лепить.
И на горке
целый день
Можем время
проводить.
Сорокоумова Марина.
Вот солнце
встало за окном
И снег лежит
пушистый.
И иней ярким
серебром
Всё дремлет
тихим, зимним сном
На веточках
пушистых.
По скользкой
горке ребятня
Катается
проворно.
И сидя молча
у окна
Старушка
нянчит малыша
И печку топит
дед.
Ох, как
прекрасна всё ж зима!
И снегу всюду
нет конца
И нет конца
веселью.
Ковихова Алина.
Пришла
красавица зима
И осень вмиг
сменила.
Волшебной
палочкой взмахнув,
Снег, лёд нам
подарила.
Сосульки
заморозила
И речку под
мостом.
Снежинки в
вальс поставила
И иней
соткала,
Деревьям шубы
сшила
И шапки всем
дала.
Григорьева Валерия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий